Основы экономичного вождения

6. Основы экономичного вождения

Одним из существенных факторов, влияющих на экономный расход горючего, является техника вождения автомобиля. Установлено, что при равных условиях водитель высокой квалификации в процессе повседневной работы расходует на 20% горючего меньше, чем водитель, имеющий недостаточно высокие навыки в вождении автомобиля.

Водителю желательно иметь несколько стилей управления автомобилем. Если говорить об экономичном вождении, то желательно уметь управлять автомобилем в экономичном и сверхэкономичном режиме.

Экономичный стиль вождения используется в обычных условиях, когда Вы не торопитесь и можете двигаться на автомобиле в щадящем режиме, экономя не только топлива, но и агрегаты автомобиля. Основа такого вождения – никаких резких ускорений и торможений, максимальное использование знаний о режиме работы светофоров, использование «зеленой волны», выбор полосы движения, на которой меньше всего создается заторов.

Правильный пуск двигателя первый доступный резерв экономии топлива. В зимних условиях эффективность пуска холодного двигателя снижается и зависит, прежде всего, от технического состояния двигателя, степени заряженности аккумулятора, и сорта применяемого масла.

Предельная температура пуска холодного двигателя -25◦С -30◦С. После пуска, двигатель необходимо прогреть в течение 5 мин. при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала, до температуры охлаждающей жидкости не менее 40◦С. Далее прогревать двигатель до рабочей температуры 80-90◦ целесообразно во время движения автомобиля. Следует иметь ввиду, что при повышении частоты вращения коленчатого вала, продолжительность прогрева сокращается, но расход топлива увеличивается в 2 раза.

Расход топлива зависит от продолжительности разгона после начала движения с места. Не следует допускать длительного разгона на каждой передаче. Переходить на высшую передачу надо, как только будет достигнута оптимальная скорость (1-30, 2-50, 3-70, 4-90), при которой возможен разгон на следующей передаче. Если не достигнуть оптимальной скорости, то при переходе на следующую передачу произойдет перегрузка двигателя и скорость автомобиля уменьшится.

Наиболее экономичным считают условия работы двигателя при его максимальном крутящем моменте, что обычно соответствует 2/3 максимальной скорости (80-100 км/ч). Поэтому чтобы расход топлива был минимальный, водителю лучше двигаться на высшей передаче, если позволяют условия движения.

При движении водителю необходимо управлять автомобилем плавно, избегая частых и резких ускорений и торможений. При движении с постоянной скоростью автомобиль должен двигаться на высшей передаче.

Экономный разгон – это плавный разгон, а не медленный. Длительное движение на низших передачах, наоборот, приводит к перерасходу. Безусловно, в момент ускорения моментальный расход значительно увеличивается, но чем меньше будет время разгона, тем быстрее двигатель выйдет в оптимальный режим работы и снизит потребление бензина.

При подъезде к светофору или дорожному затору многие водители ставят коробку передач на нейтраль – вроде бы мотор работает на холостых и экономит бензин. На самом деле, это ошибочное мнение. На нейтральной передаче двигатель потребляет столько топлива, сколько необходимо для поддержания его работы на холостом ходу. А вот при сбросе газа или при торможении двигателем (коробкой передач) электроника перекрывает подачу топлива в камеру сгорания до тех пор, пока обороты двигателя не снизятся до оборотов холостого хода. При выключении же передачи соответственно сразу происходит падение оборотов до холостого хода, подача бензина возобновляется и экономия заканчивается. Поэтому движение на передаче и торможение двигателем и экономнее, и полезнее, и лучше с точки зрения безопасности движения. Кстати, режим принудительного холостого хода (движение на передаче без нажатия на акселератор) очень полезен для мотора – происходит выброс гари и копоти.

Не следует нагружать автомобиль выше допустимой нормы, так как это способствует увеличению расхода топлива до 25% и повышенному износу автомобиля.

На больших скоростях лучше ездить с закрытыми окнами и выключенным кондиционером. Летом это возможно в ночное время суток и ранним утром. Если поездка приходится на жару, на трассе предпочтение следует отдать включенному кондиционеру. А вот в городе, где средняя скорость низкая, открытые окна и люк не оказывают существенного влияния на экономичность, чего нельзя сказать о кондиционере.

Также очень важно следить за техническим состоянием автомобиля, в первую очередь для обеспечения безопасности, во вторую – что бы снизить расход топлива.

Большое влияние на расход топлива оказывает давление в шинах. Снижение давления ниже нормы увеличивает расход. Для езды с нагрузкой или на большой скорости завод-изготовитель автомобиля рекомендует несколько повышать давление в шинах. Такое повышение оптимальный вариант для экономичной езды. Сами шины должны соответствовать рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. Более широкие шины повлекут увеличение расхода топлива.

Необходимо использовать топливо с соответствующим октановым числом, несоответствие числа приводит к снижению мощности двигателя, ускорению его износа, и увеличению расхода топлива.

В случае негерметичности камер сгорания в одном или нескольких цилиндрах степень сжатия уменьшается, это приводит к значительному снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.

Герметичность цилиндров проверяют прибором (компрессометр), который измеряет давление в конце такта сжатия в каждом цилиндре. Низкая компрессия свидетельствует о неисправности. Основными неисправностями могут быть: износ внутренней поверхности цилиндров, износ поршневых колец, не герметичность клапанов, повреждение прокладки головки блока. Рекомендуется регулярная проверка компрессии через 10 000 км пробега для контроля технического состояния двигателя.

При неправильной регулировке системы зажигания или неисправности ее элементов расход топлива увеличивается до 30%.

Старые свечи и загрязненный воздушный фильтр повышают расход топлива на 10%

Неисправность системы охлаждения приводит к перегреву двигателя, а перегрев, соответственно, к снижению мощности и повышенному расходу топлива, а также увеличению износа двигателя. Следует помнить, что переохлаждение двигателя зимой (температура двигателя меньше нормы) приводит также к снижению мощности расхода, поэтому зимой необходимо утеплять радиатор системы охлаждения.

При неисправности или износе деталей сцепления нарушается передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, из-за проскальзывания дисков сцепления, что и увеличивает расход топлива.

При неправильной регулировке и неисправности элементов тормозной системы увеличивается сопротивление движению, что вызывает расход топлива на 20%.

Можно сделать вывод о том, что если водитель будет поддерживать свой автомобиль в технически исправном состоянии, а также овладеет экономичным стилем вождения, то расход топлива будет всегда в пределах нормы. В некоторых ситуациях, конечно, не будет возможным соблюдать все вышеуказанные рекомендаций по снижению расхода топлива, но стремление к их выполнению обеспечит значительную экономию топлива.

Литература

http://www.autoinstructor.ru/lessonvozdenie/14-economvozdenie.html

http://avto-material.ru/indexb998.php?p=185

http://www.autoprava.ru/article/?id=586