Алгоритм работы ученика с заданиями 1-27

Алгоритм работы ученика с заданиями 1-27

1. Начинайте выполнение теста с просмотра всех заданий.

2. Выполните сначала то, что знаете.

3. Пользуйтесь черновиком, так как число исправлений в бланке ответов ограничено.

4. Не останавливайтесь на заданиях, которые вызывают сомнение, трудных заданиях, на которые у вас нет готового ответа. К ним вы вернетесь позже.

5. Внимательно читайте инструкцию, что нужно сделать?

6. Выберите наиболее эффективный способ решения в зависимости от типа задания.

    Тип задания              Способ решенияПримеры Часть 1 1. Определить признак указанного понятия;1. Задание этой группы содержат в условии указание на рассматриваемое понятие. Требуется найти его признак из числа перечисленных.2. Среди заданий этой группы наиболее легкими являются те, где альтернативные варианты ответов содержат признаки близких, но иных понятий.3. Сложнее сделать выбор в тех случаях, когда варианты ответов включают производные от  основного – частные характеристики.4. Следует отличать сущностный признак явления, например, от способа его реализации.Произведения массового искусства, в отличие от элитарного:1) имеют авторство,2) предусматривают широкое тиражирование,3) обладают жанровым разнообразием,4) используют систему художественных образов.2. Установить понятие по приведенному признаку;1. Данная разновидность заданий предусматривает выявление понятий по признаку, указанному в условии.2. Ответ может быть очевиден, если приведенный в условии признак присущ только одному понятию, остальные относятся к другому логическому ряду.3. Трудными являются задания, где   варианты ответа  характеризуют близкие и тесно взаимосвязанные социальные явления и процессы.4. Поэтому выполнять такие задания, следует с уточнения специфики каждого из явлений и установления соотношения (иерархии, установления причинно-следственных связей) отражающих их понятий.Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает1) знания и умения2) чувства и волю3) физическое развитие4) возрастные особенности3. Сравнить близкие по смыслу понятия и социальные объекты, выделить их общие и особенные черты, признаки;1. Задания данного типа можно разделить на две группы: в первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.2. При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые явления.3. В тех заданиях, где требуется выделить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.4. В заданиях на выявление различий, также уместно начать с определения того, что объединяет сравниваемые объекты. Это позволит обнаружить и отбросить сразу несколько неверных вариантов ответа. Выделим «шаги» к решению:Выделить исходное общее понятие;Выявить черты свойственные обоим указанным в условии предметам, явлениям, которые не могут служить различительным признаком;Оставшиеся альтернативы анализируем с позиций специфической для данного объекта черты (как правило, на выбор остается не более двух вариантов);Получив ответ, проверяем его на правильность, для этого еще раз внимательно прочитаем условие и проверим, отражает ли выделенная характеристика сущность понятия, объекта, явления.Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?1) вера в сверхъестественные силы,2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества,3) выражение субъективного отношения к миру,4) предложение законченной мировоззренческой системы.Общим для науки и искусства является:1) обоснованность предположений,2) стремление к познанию мира,3) выражение эмоций,4) формирование чувства прекрасного.4. Различить смыслы (значения) одного понятия;1. Установить смысл,  подразумеваемый в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в котором оно используется.2. Во втором случае, определяем, о каком значении понятия идет речь в приведенных вариантах ответов. Нередко различные значения понятия образуют определенный ряд, среди которых есть значение, охватывающее все остальные как частные случаи. Такое значение отражает наиболее общий смысл или значение данного понятия.3. На первый взгляд все ответы могут показаться верными, но если в задании требуется указать наиболее полное значение понятия, находим вариант ответа, который поглощает все другие смыслы.5. Проанализировать социальные факты и реальные или смоделированные жизненные ситуации;1. Это задание-задача с закрытым ответом.2. Она имеет четкую структуру:Условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание), иТребование (вопрос)Варианты ответа, один из которых правильный3. Алгоритм решения:*Внимательно прочитать условие и уяснить смысл вопроса*Соотнести требование (вопрос) с характеристиками в условии*Проверим правильность ответа путем соотнесения вариантов ответа с текстом условия и вопросом.Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей1) социальной мобильности в обществе2) социализации молодого поколения3) приобретенного социального статуса4) самореализации личности в группе6. Преобразовать условно-графическую или статистическую информацию в словесно-описательную.1. В заданиях могут быть использованы диаграммы двух видов: круговые и гистограммы.2. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными сегментами или столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. Рядом с каждым заштрихованным сегментом или столбцом, поставлено число. В легенде сообщается, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.3. Прежде чем выполнять задание, внимательно изучите диаграмму:Проанализируйте вопрос, на который респондентам предлагалось ответитьПрочитайте легенду диаграммы, соотнесите ее с соответствующими сегментами, столбцамиУстановите, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответаВ случае необходимости запишите соответствующее число рядом с каждой позицией легендыВыберите единственно верную из предложенных  четырех альтернатив.4. Если задание содержит таблицу, то сохраняется указанный порядок действий, с тем лишь отличием, что анализировать приходится данные, представленные в ином формате.Рассмотрите диаграмму «Уровень доверия к политическим институтам в обществе», составленную на основании опроса, проведенного социологической службой страны Р.Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?1) селяне и жители малых городов больше доверяют материалам СМИ, чем жители столицы2) политическим партиям жители мегаполиса доверяют меньше чем селяне3) больше всех остальных категорий доверяют профсоюзам жители сельской местности4) у всех категорий опрошенных лидеры доверия - профсоюзы7. Определить истинность или ложность различных суждений об определенном социальном объекте или процессе.1. Это задания на выбор двух суждений.2. Суждения разделяются на простые и сложные. Во втором случае высказывание нужно разделить на два суждения. Одно простое суждение в составе сложного может быть верным, второе – ошибочным. В результате суждение нельзя отнести к числу верных.Верны ли высказывания?А. в познании общественных явлений не используется метод моделирования (простое), Б. к особенностям изучения общественных явлений относятся совпадение объекта и субъекта познания и использование научных понятий (сложное).3. Сравниваемые суждения могут быть совместимыми (не противоречащими друг другу) и несовместимыми (противоречащими) друг другу. В паре противоречивых суждений, если одно верно – другое обязательно ошибочно (из двух противоречащих друг другу высказываний одно должно быть ложным).Верны ли следующие суждения?А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?А. Гениальным человека делает природа, а не общество.Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.4. Встречаются эквивалентные суждения. В эквивалентных суждениях в разной форме высказана одна и та же мысль. В эквивалентных суждениях согласно логическому закону тождества оба они либо истинны, либо ложны.Верны ли следующие суждения о недостатках рыночной системы? А. безработица – естественный спутник рыночной системы, Б. в условиях рынка не гарантировано право на труд.1. Заполнить пробелы в предлагаемой схеме, таблице или рисунке.1. Это первая группа заданий на классификацию –  задания, предлагающие завершить предложенные схемы.2. Прежде всего, обращаем внимание на исходное общее понятие, общий признак указанных элементов.3. В задании даны также соподчиненные понятия, выявляем основание  классификации. В этом нам поможет установление сходства между уже известными элементами.4. Выявляем завершающее звено в этой цепи и вставляем в свободную ячейку.2. Соотнести видовые понятия с родовым и исключить лишнее.1. Это вторая группа заданий на классификацию.2. Проанализируем условие.3. Выделим общий признак, общее понятие.4. Анализ перечня и соотнесение с указанным в условии понятием, признаком и т.д. с целью нахождения лишнего элемента.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых3. Установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях1. Это третий тип заданий на классификацию. 2.  Если основание классификации дано в условии, то:Уточним содержание понятий, представленных во втором столбце условия задания.Выясним, что содержится в первом столбце?Главная трудность, связанная с выполнением задания, состоит в нахождении характеристики (признака, свойства), используемой в качестве основания системы выделения групп и подгрупп.Там, где группы уже выделены, важно найти наиболее существенные отличия между ними и используя этот критерий, отнести приведенные в списке конкретные проявления к той или иной форме.3. Если требуется установить соответствие между понятиями и их характеристиками, то:целесообразно установить, что связывает все понятия, указанные в правовой колонке, то есть найти для них родовое понятие; установить видовые отличия каждого из  понятий, данных в правом столбце;Осмыслить определения и характеристики, приведенные в левой колонке и соотнести их с видовым признаком каждого из перечисленных понятий;После этого установить соответствие двух групп позиций.Установите соответствие между видами деятельности  и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ                             ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) деятельность в воображаемой                                   А) трудситуации                                                                                 Б) учение2) практическая полезность                                              В) игра3) нацеленность на обретение знаний4) замещение реальных объектов условными 5) преобразовательная направленностьУстановите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                  ПОНЯТИЯ1) человек, активно осваивающий                                А) индивиди целенаправленно преобразующий                           Б)  индивидуальностьприроду, общество и самого себя                                 В)  личность2) отдельно взятый представитель                               всего человеческого рода3) человек в комплексе его неповторимыхуникальных свойств4) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор4. Различить в социальной информации факты и мнения.1. Преложен небольшой текст, состоящий из пронумерованных предложений.2. Требуется определить, какие предложения носят фактический характер,  какие – характер оценочных суждений, какие – теоретических утверждений.3. Вспомните, что такое социальный факт и какие положения являются оценочными, что такое теория. В обычном смысле социальным фактом называют действительное, вполне реальное событие, явление, то, что существует. В более широком, познавательном, смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Человек, познающий общественные явления не может оставаться беспристрастным к тому, что он изучает; у него формируется собственное отношение, оценка – положительная или отрицательная, многоплановая.4. Анализ положений текста позволит успешно выполнить задание.(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курсакций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бумага,закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерногообщества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильностицен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будетиметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся«локомотивами» фондового рынка.5. Применить в контексте обществоведческие термины (понятия)1.Предлагается прочитать текст, в котором пропущены шесть слов и вставить из списка слова.  2. Слова в списке даны в именительном падеже.  3. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.4. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.Прочитайте приведенный ниже текст,  в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой  из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.» А) целостностьБ) системаВ) общество Г) социальные благаД) сфераЕ) производство Ж) культураЗ) социальные институтыИ) деятельность

      ……………..               …

 духовные

кзистенциальные

биологические

престижные

социальные