Алгоритм выполнения и модели задания 33 (3 балла)

Алгоритм выполнения и модели задания 33 (3 балла)

Это тип задания высокого уровня сложности. В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример», «Назовите … и приведите соответствующий пример».

Рассмотрим вторую модель заданий на примере.

Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократическою) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев. 

Рассмотрим подробнее структуру задания. В первом предложении предъявлено условие – в нашем случае информация типах семьи. Во втором предложении – требование задания: указать три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Очень важным является третье предложение – требование: конкретизировать с помощью примера один из критериев. 

Алгоритм выполнения определён в задании: – указать критерии деления семьи на данные типы; – один из критериев проиллюстрировать с помощью примера. Вспомним признаки патриархальной (традиционной) и партнёрской (демократической) семьи. Семья патриархальная, или традиционная – это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения, Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Вывод: особенности патриархального типа семьи: – экономическая зависимость женщины от мужчины; – четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций); – главенство мужчины в семье. Партнерская семья – семья, в которой присутствуют совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Вывод: особенности партнёрского типа семьи: – справедливое разделение домашних обязанностей; – совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи; – эмоциональная насыщенность отношений в семье. Зная особенности того или иного типа семьи, не трудно будет выделить критерии сравнения и конкретизировать их примерами.

Ответ. В ответе должны быть следующие элементы:

1) три критерия, например: – роль отца в семье; – распределение семейных ролей между супругами; – место и роль детей в семье; – поколенный состав семьи.

2) пример, допустим: распределение ролей между супругами в семье патриархального типа очень жёсткое: - женщина занимается воспитанием детей, ведёт домашние дела; мужчина - глава семьи, добывает средства к существованию; в демократической семье нет такого однозначного распределения, многие женщины заняты на производстве, мужчины участвуют в домашних делах.

Первая модель задания 33 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Подобные задания могут быть решены двумя способами:

а)  элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или

б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели заданий могут быть выражены в различных формах:

задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;

задания, требующие раскрыть на примере связь объектов  или процессов:   «Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру», «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;

задания, требующие раскрыть на примере значение объекта:  «Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»; «Раскройте на трех примерах

роль практики как критерия истины».

Алгоритм выполнения и модели задания 33 (3 балла)

Задание проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

  •  определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
  •  подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

  •  выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
  •  сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
  •  соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

  •  соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
  •  если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
  •  нет ли противоречий между вашими аргументами;
  •  нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
  •  можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
  •  не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

        На что обратить внимание при решении заданий-задач?

1) Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;

2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;

3) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;

4) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием

Рассмотрим на примере технологию работы по предлагаемой памятке.

К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете. 

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И, исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту: – общность культуры; – общность территории.

3) дополнительный признак, например: – общность языка; – сознание своего единства.