Использование ИКТ в санитарно-гигиеническом воспитании населения

Введение

Санитарно–гигиеническое воспитание населения имеет целью выработать у людей навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего сохранения здоровья, скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. Важная функция фельдшера – санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Общение играет немаловажную роль в жизни деятельности людей.

Медицинский работник является тем человеком, с которым пациент, находящийся на лечении общается больше всего. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Фельдшер же беседуя с пациентом, обучает его уходу за собой, беседует с родственниками, дает советы по профилактике различных заболеваний. В то же время ускоренный ритм жизни в 21 веке не всегда позволяет уделить конкретное время конкретному человеку. Все большее развитие получают различные интернет-сервисы, многие услуги предоставляются посредством через интернет. Информационно-коммуникационные технологии широко применяются во всем мире, в России, в том числе в здравоохранении.

Тема данной дипломной работы: « Использование ИКТ в санитарно-гигиеническом воспитании населения».

Объект исследования: Деятельность фельдшера по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Предмет исследования: условия реализации санитарно-гигиенического воспитания с использованием средств ИКТ.

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного санитарно-гигиенического воспитания населения средствами информационно-коммуникативных технологий.

Гипотеза исследования: санитарно-гигиеническое воспитание населения будет эффективно, если в деятельности фельдшера по этому вопросу воспользуются средства ИКТ технологии.

Задачи исследования:

Исследовать теоретические основы санитарно-гигиенического воспитания населения в современных условиях.

Определить информационные потребности фельдшера для проведения санитарно-гигиенического воспитания населения.

Изучить и проанализировать информационные ресурсы учреждений здравоохранения Белгородской области по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Реализовать на практике информационный ресурс, обеспечивающий быстрый доступ к достоверной информации по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Для решения поставленных в исследовании задач будут использоваться следующие методы: анализ медицинской, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения; опросные методы( анкетирование медицинских работников, пациентов, беседы); разработка, создание и публикация информационного ресурса; математические методы обработки результатов работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

В 1918 г. на Всероссийском съезде Советов, утвердившим Н.А Семашко главой Народного комиссариата здравоохранения, был провозглашен основной принцип отечественной медицины – профилактический. Обязательным компонентом профилактического направления является санитарно-просветительская деятельность.

Санитарно-гигиеническое просвещение – обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Основной принцип санитарного просвещения – дифференцированность и целенаправленность пропаганды. Формами санитарного просвещения могут быть: работа со СМИ, круглый стол, лекции, беседы, санитарно-просветительные бюллетени, выставки, семинары, конференции, информационные часы, встречи с населением, уголки здоровья, дни здоровья, уроки здоровья, анкетирования, дни открытых дверей.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении предусматривает гигиеническое воспитание различных контингентов населения и проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Цель данной работы – выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно участвовать с них.

Как должна проводиться санитарно-просветительская работа:

Санитарно-просветительская работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительской работы осуществляет главный врач ЛПУ, который обеспечивает активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения в ЛПУ и на обслуживаемой территории.

Главный врач ЛПУ работает в тесном контакте с местным Центром медицинской профилактики, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, кроме проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительской работы.

Схема 1. Санитарное просвещение в поликлинике.

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы

Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Схема 2. Санитарное просвещение в стационаре.

В соответствии с информативными задачами санитарно-просветительская работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре.

В приемном отделении – индивидуальная беседа, с вручением памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных;

В палате – индивидуальная или групповая беседа;

В холлах больничных отделений – групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания, с использованием тематических наглядных пособий – лекционных диапозитов, лекторских папок и др. С успехом применяется слайдскоп с набором широко форматных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным.

При выписке – индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.

Схема 3. Санитарное просвещение на участке.

Эта работа складывается из санитарно-просветительской работы, аналогично гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями

Всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни).

Основные направления гигиенического образования и воспитания населения:

Пропаганда здорового образа жизни

Разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения

Координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку здоровья и формирования здорового образа жизни.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья связаны с образом жизни и окружающей средой, то необходимо:

Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки здорового образа жизни, и предупреждение заболеваний.

Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу « делать более здоровый выбор более легким выбором».

В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания является:

Снижение распространенности курения и употребления табака;

Улучшение качества питания;

Увеличение физической активности;

Смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;

Соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

Снижение потребления алкоголя;

Профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

Улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.