История детских лагерей | MegaDOCs

История детских лагерей

ИСТОРИЯ

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети занимались и домашними делами, но значительное время отводилось на походы, экскурсии, сбор плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации.

СКАУТИНГ

В России первые лагеря создавались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. 

С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР, З.П.Соловьёв. По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений.

Был опыт организации летних скаутских лагерей, но для детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний, «спартанское» воспитание скаутов не подходило. Необходимы были совершенно иные подходы к строительству детского отдыха. За решение этой задачи взялись З.П.Соловьёв и его единомышленники. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями – поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы и другие, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей. В детских оздоровительных учреждениях без учебно-воспитательной работы обойтись просто невозможно.

Поскольку ещё живы пусть ослабевшие, но всё же тоталитарные атавизмы государства, лагерь, что очень важно, погружает людей в природную среду, прежде всего, как среду, свободную от идеологических директив и функционирования государственной машины и партийных «княжеств». Так было много лет назад. Так есть и сейчас. Лагерь должен приоткрывать зелёный занавес природы и впускать детей в мир яркого разнообразия, пробуждая жажду веселия и гармонии. Однако с нашей (педагогической) помощью мир природы представляется детям природным социумом, в котором идёт борьба, а человек есть сторона, помогающая всему живому. По крайней мере, сочувствующая непростым, а часто тяжёлым условиям существования живого в мире.

Наверное, нет необходимости сравнивать идеологию школы и летнего лагеря. Хотя и там, и там заложены принципы личностно-ориентированного образования, в летнем лагере поле собственной деятельности, свободной самореализации шире, больше свобод, точнее ориентация на интерес детей.

Чтобы решить эту проблему не теоретически, а практически, нужно было создать экспериментальную базу и на её основе разрабатывать концепции, формы и методы такой деятельности. Подобной базой мог стать пионерский лагерь санаторного типа. С развитием пионерского движения в стране ширилась сеть пионерских лагерей в летнее каникулярное время. И вскоре возникла острая необходимость вооружить работников лагерей методиками организаторской и оздоровительно-воспитател>ьной работы с детьми. Такая экспериментальная база была по инициативе З.П.Соловьёва создана в 1925 году в «Артеке». В истории педагогических технологий пионерских лагерей можно четко проследить исторические периоды.

"Артек" Лагерь был открыт 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Уже в следующем году в лагере побывала первая зарубежная делегация — пионеры из Германии. Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.

Из истории ВДЦ «Орлёнок»

27 марта 1959 года — Совет Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря».

9 апреля — Краснодарский Краевой комитет ВЛКСМ объявил строительство «Орленка» ударной комсомольской стройкой.

В 1925-1930 годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, привитию детям навыков личной и общественной гигиены. Воспитательную работу с детьми осуществляли пионерские вожатые, которые приезжали со своими ребятами и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатных работников в лагерях практически не было. Наряду с политико-воспитательными мероприятиями значительное место уделялось так называемому краеведению. Дети совершали много туристских походов в ближайшие к лагерю населённые пункты. Проводились также тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. С конца 1920-х годов в лагерях стали работать штатные отрядные вожатые, методисты, физруки, краеведы.

В 1930-1940-х годах в основе воспитательной работы в лагерях была идеологическая направленность. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене.  

Великая отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула всё то, что годами создавалось, формировалось, нарабатывалось в пионерских лагерях. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов.

В период с 1945 по 1960 год в основу воспитательной работы были положены традиционные довоенные формы и методы с поправкой на факты и события послевоенных лет. Лагерные слёты, фестивали, сборы, клубная работа, спорт, туризм, техническое творчество, художественная самодеятельность – всё это имело место наряду с оздоровительной работой. Тяготы минувшего отрицательно сказались на состоянии здоровья детей и подростков военной поры. Теперь дети  привлекаются к посильному труду, к самообслуживанию, ведётся работа по формированию навыков активистов-организаторов пионерской работы. С 1945 года особое внимание стали уделять работе пионерских вожатых. Им в помощь был составлен ряд методических пособий. Значительная часть пособий издавалась для руководителей туристско-экскурсионной работы в лагерях.

С 1960 по 1990 год воспитательная работа в лагерях начинает превалировать над оздоровительной. Основное в педагогической работе по-прежнему идеологическое воспитание.

1991-2004 годы. С упразднением Всесоюзной пионерской организации отсутствие руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь  положительный опыт, который был накоплен за предыдущие десятилетия и, отобрав наиболее целесообразные, эффективные и соответствующие нынешним требованиям формы и методы воспитательной работы, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка. По-прежнему значительное место в воспитательной работе отводится физической культуре и спорту.

В советское время пионерские лагеря, которые первоначально создавались для подростков 11-13 лет, позволили большей части детей страны отдохнуть вне дома во время школьных каникул, обеспечивали воспитательную, образовательную, оздоровительную и идеологическую работу.

В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.

Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПОНЯТИЮ ДОЛ

Летний детский лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет).

Первичная цель многих лагерей — образовательное или культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря может позволить детям развить в себе экологическую культуру.

Основные задачи учреждения:

1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

2. адаптация их к жизни в обществе;

3. формирование общей культуры;

4. организация содержательного досуга;

5. удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)

Располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).

В содержательной стороне этой жизнедеятельности следует особо выделить несколько аспектов.

Во-первых, оздоровительная составляющая жизни в лагере. Это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и здоровый образ жизни.

Во-вторых, оздоровительный отдых детей как мощный аккумулятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

В-третьих, система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней взаимодействуют педагогические и медицинские, социальные и индивидуальные связи.

Таким образом, организованный отдых одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции.

Классификация по видам деятельности:

1. Санаторные, санаторного типа

Такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

2. Образовательный

Обучающие лагеря (они же - летняя школа) бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

3. Спортивный

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

4. Профильный

Профильный лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.

5. Лагерь актива

Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

6. Религиозные

7. лагерь выходного дня

Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.

Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

8. Лагеря труда и отдыха

Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. начинается культурно-развлекательная программа. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

9. Школьный лагерь дневного пребывания

Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

10. Семейный лагерь

Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Приморским и т. д. Часто реализуется за счет того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться Гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.97' № 5).

3. КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ

3.1.Руководитель (директор, начальник) смены лагеря назначается приказом организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности

3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

3.6.К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников

Вожатский состав

Следует узнать, где администрация лагеря набирает себе вожатский коллектив, есть несколько способов.

Стандартный – наиболее распространенный, лагерь заключает договора с различными педагогическими училищами для принятия у себя на период смены студентов-практикантов, и работа в лагере им засчитывается, как практика. Вожатые могут собираться до смены, а могут прибыть сразу в первый день и начать работать. В данном случае, никто не сможет Вам гарантировать, какие люди будут нести ответственность за Ваших детей. Практиканты бывают разные, и даже администрация понимает, кто есть кто только на смене.

Педотряды. Педотряды – это студенческие организации при ВУЗах города, содружество энтузиастов, которые любят профессию вожатый и остаются верны ей на долгое время. Их уровень намного выше, чем у обычных практикантов, так как они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего призвания. Пед-отряды в основном собираются летом и работают на базе того лагеря, который согласится принять их. При данном способе формирования педогагического коллектива сюрпризов с неизвестными вожатыми меньше, но все равно не исключает возможности их появления. Так как некоторые пед-отряды собираются в лагеря, чтобы самим дружной компанией отдохнуть, но такие педотряды долго не работают. У настоящих пед-отрядов обычно есть собственные сайты, где вы сможете прочитать о тех людях, которые будут работать с Вашими детьми.

Постоянный штат. Достаточно пока редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Штат из смены в смену один и тот же, есть возможность узнать о каждом вожатом, прочитать отзывы и т.д. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.

Характеристики детского лагеря

По времени деятельности детские лагеря бывают:

круглогодичные — работают в течение круглого года

сезонные — работают во время летних, осенних, зимних и/или весенних школьных каникул.

По месту проведения детские лагеря бывают:

стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах

палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток

выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отделы или базы отдыха) в разных местах

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ РАБОТУ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Игра в лагере

Игра выступает как самостоятельная творческая деятельность — позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать способности. Во-вторых, игра это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив. В-третьих, игра это метод стимулирования интереса и творческой активности школьников в других видах деятельности: в учении, труде, общественной работе, спорте, туризме, организации досуга. В-четвёртых, игра — это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива, а также форма его организации, которая романтизирует атмосферу детской жизни и формирует мажорный стиль отношений.

Режим дня

Режим дня — основа осуществления единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса. Он вносит в жизнь детей стройность, определённость, дисциплинированность. Режим дня — основа для определения бюджета времени активной деятельности, а, следовательно, база планирования работы. Он — важный воспитательный фактор, ибо учит детей экономить время, прививает полезные навыки и привычки: аккуратность, дисциплинированность. Иными словами, «педагогическое» понимание режима дня значительно шире, чем гигиеническое.

Три «кита», на которых держится распорядок дня:

— максимальное использование природно-климатических факторов;

— рациональная организация всей жизнедеятельности детей во время пребывания в лагере;

— полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил и здоровый, достаточно продолжительный сон.

Природа

Что такое природа для ребят на отдыхе? Лес, речка, поле и сад, солнце, воздух. В большинстве своём места детского отдыха располагаются за пределами современного промышленного города, в живописном месте, где рядом есть лес и речка, где поблизости нет каких-то хозяйственных построек и местных предприятий, и, казалось бы, чего проще организовать дело так, чтобы вся жизнь ребят проходила на свежем воздухе. !!!часто сейчас просиживают у компьютера!!!

Туризм

Самое ожидаемое и желанное дело в лагере для ребят — это турпоход. Наверное, и то, и другое, и третье. Однако мало толку от похода, если у него нет цели, если всё сводится к тому, чтобы отшагать положенные километры, съесть припасы, пропеть песню и вернуться обратно. Поход — не просто оздоровительная прогулка, он должен чем-то обогатить, что-то воспитать в подростке. Именно в походе постигается смысл выражения «локоть друга», осознаётся сила дружбы и товарищества. А сколько полезных навыков можно приобрести за несколько дней похода!

Спорт

С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей, обучение плаванию. Крайне важно, чтобы физкультурная работа соответствовала интересам детей, развивала инициативу, была массовой, строилась на принципах добровольности. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику (достаточно, например, изменить музыкальное сопровождение или ввести в зарядку элементы танца).

Труд

Многие родители и даже работники лагеря считают, что дети в каникулы должны только отдыхать, а не трудиться. «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Если рассмотреть типичный баланс времени по распорядку дня в лагере, то на сон, еду, спорт, развлечения ребёнок в лагере тратит в 22 раза больше времени, чем на труд. Но здесь важно не переиграть и не переусердствовать. Чтобы труд повышал работоспособность, положительно влиял на развитие подростка, способствовал приобретению элементарных трудовых навыков, он должен быть одновременно и посильным, и сложным как по содержанию, так и по технологии.

Интересы

Как бы замечательно ни была организована жизнь лагеря с точки зрения взрослых, она может не дать желаемого результата лишь по одной простой причине: если не будут учтены желания и любимые развлечения детей. Одним словом, более чутко реагировать на запросы, интересы, настроения детей, уметь слушать и слышать их.

Взаимоотношения

Непростые задачи, стоящие перед лагерем, можно успешно решить только в том случае, если организаторам удаётся создать в нём благоприятный микроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Необходимо добиваться гармонии во взаимоотношениях ребёнок — коллектив состоялась, их зависимость друг от друга предстоит сделать мягкой и ненавязчивой.