Методические рекомендации к выполнению курсовой работы | MegaDOCs

Методические рекомендации к выполнению курсовой работы

                 Методические рекомендации к выполнению курсовой работы

Основная цель курсовой работы - показать умение студента вести самостоятельные научные исследования и соединять теоретические знания с решением конкретных вопросов деятельности организации. Выбор темы определяется практической деятельностью студента и возможностью подбора и получения необходимых фактических материалов по предприятию (организации).

Курсовая работа должна:  

-  иметь аналитическую направленность;

-  отражать  приобретенные  в  ходе  обучения  знания  теоретического материала;

-  показывать умение пользоваться учебной и специальной литературой (отечественной и зарубежной);

-  показывать умение анализировать, делать обобщения и выводы;

-  формировать навыки в решении задачи, сформулированной вместе с научным руководителем;

-  продемонстрировать  знание  методов  научного  исследования  и умение использовать их.  

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

1. изучение настоящих методических указаний;

2. выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем;

3. формулировка цели и составление плана;

4. подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы;

5. сбор, обобщение и анализ информации по конкретной организации;

6. написание и оформление работы;

7. открытая защита работы.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

- изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;

- логическая последовательность изложения материала;

- достоверность и взаимная увязка данных между собой;

- обоснованность выводов и рекомендаций;

         - конкретные предложения по успешному решению проблемы, основанные на   анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента в организации.

  Характерными    особенностями    учебно-исследовательской    работы должны    быть    смысловая    законченность,    целостность,    логичность    и связность,    достигаемые    использованием    формально-логического    стиля изложения материала.

Ход  научного  исследования  можно  представить  в  виде  следующей

логической схемы:

1.  Обоснование актуальности выбранной темы.

2.  Постановка цели и конкретных задач исследования.

3.  Определение объекта и предмета исследования.

4.  Определение методов исследования.

5.  Описание процесса исследования.

6.  Обсуждение результатов исследования.

7.  Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования.  Освещение  актуальности  должно  быть  немногословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.  

От  доказательства  актуальности  выбранной  темы  логично  перейти  к формулировке  цели  проводимого исследования,  а  также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать  в соответствии с этой целью.

Это  обычно  делается  в  форме  перечисления:  изучить...,  описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.

Далее формулируются объект и предмет исследования.  

Очень важным этапом научного исследования является  выбор методов исследования,  которые  служат  инструментом  в  добывании  фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Описание процесса исследования - основная часть курсовой  работы. В этой части  освещаются  методика  и  техника  исследования  с  использованием логических законов и правил.

Заключительным  этапом  хода  научного  исследования  являются анализ результатов исследования и формулирование выводов, которые  содержат  то  новое  и  существенное,  что  составляет  научные  и практические результаты проведенной работы.

Составление плана работы

Курсовую  работу  следует  тщательно  спланировать.  План - это структурная разработка курсовой. Все вопросы плана должны быть логически связаны и

раскрывать сущность темы.  

Требования к плану курсовой работы:

-  план  курсовой  работы,  разработанный  студентом,  обязательно согласовывается с руководителем курсовой работы;

-  план  должен  содержать  вопросы,  необходимые  для  глубокого  и полного раскрытия темы;

-  план  должен  предусматривать  последовательное  и  логическое раскрытие результатов исследования.

Структура и содержание курсовой работы

Традиционно  сложилась  определенная  структура  курсовой  работы,

основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1.  Титульный лист

2.  Оглавление

3.  Введение

4.  Главы основной части

- глава 1 (теоретическая часть - изложение позиций и подходов, сложившихся в науке по данному вопросу)

- глава 2 (практическая часть - анализ проблемы на примере конкретной ситуации (на примере предприятия, правовой коллизии, социальной группы)

5.  Заключение

6.  Список использованной литературы

7.  Приложения

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по установленным правилам. (Приложение 1)

Оглавление помещается после титульного листа. В нем приводятся все  заголовки  курсовой  работы  и  указываются  страницы,  с  которых  они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Сокращать  или  давать  их  в  другой  формулировке,  последовательности  и

соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя (Приложение 2).

Введение обычно отражает содержание и описание проблемной области

Предполагаемого исследования, формулировки таких пунктов работы как:

1.  Актуальность проблемы.

2.  Цель исследования.

3.  Задачи исследования.

4.  Определение методов исследования.

5.  Объект и предмет исследования.

Методологическая схема исследования

1. Актуальность проблемы. Кратко описывается состояние исследуемых фактов  и  явлений  по  данным  литературных источников.  Определяется  круг  нерешенных,  слабо  освещенных  или требующих уточнения вопросов.  

2.  Цель исследования.  Цель  исследования  формулируется,  исходя  из проблемы,  которую  следует  разрешить  студенту  в  процессе  выполнения

курсовой работы.

3.  В  соответствии  с  целью  исследования  определяются  задачи исследования. Такими задачами могут быть:

 -  провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с

целью ………;

-  определить взаимосвязи………..и …………;

-  разработать практические рекомендации по использованию ….

4. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как  основных,  так  и  специализированных  методов исследования.  К  ним  относятся:  наблюдение, тестирование,  интервью,  беседы,  статистическая  обработка  результатов исследования и др.

5.  Объект и предмет исследования.  Как категории научного процесса они соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его

часть, которая служит предметом исследования.  

6.  Основная часть курсовой работы.

В  главах  основной  части  курсовой  работы,  подробно  рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав

должно  точно соответствовать теме работы и  полностью ее раскрывать. Эти

главы  должны  показать умение студента  сжато,  логично и  аргументировано

излагать материал.

Содержательная  сторона  основной  части  курсовой  работы  должна продемонстрировать  полученный студентом комплекс теоретических  знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из

двух  глав.  Рассматриваются  различные  точки  зрения  на  изучаемую тематику  (анализ  и  интерпретация  литературных  источников,  выявление нерешенных, слабоосвещенных проблем и задач исследования и т.п.). Здесь же приводятся  социологические,  статистические  и  др.  данные,  правовые  акты, различные  таблицы,  графики,  иллюстрации  и  пр.  Также  можно  выделить параграф с описанием практических рекомендаций.

В  конце  каждого  из  параграфов  делается  краткий  вывод,  излагается сущность исследуемого вопроса.  

7.  Заключительная часть.

Заключение  курсовой  работы - последовательное,  логически  стройное изложение полученных итогов (сформулированных выводов) и их соотношение

с  общей  целью  и  конкретными  задачами,  поставленными  и сформулированными во введении.  

Оформление текста курсовой работы

1.  Курсовая работа выполняется (печатный текст) на белой стандартной бумаге

на одной стороне листа формата А 4. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта - 14. Межстрочный интервал - полуторный.

2.  Каждая страница должна иметь поля. Размер левого поля 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - 10 мм.  

3.  Страницы обозначаются  арабскими цифрами на верхнем поле в средней части. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако, цифра «1» на титульном листе не проставляется. Не проставляются страницы и на листах, которые полностью заняты таблицами или иллюстрациями, и текст которых размещен  по  длине  листа.  Однако  такие страницы в сквозной  нумерации учитываются.

4.  Главы курсовой работы  должны  быть  пронумерованы  арабскими цифрами. Параграфы в пределах каждой главы также нумеруются арабскими цифрами (2.1; 2.2; 2.3 и т.д.).  

5.  Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, заголовки параграфов – строчными, переносы слов в заголовках не допускаются.

6.  Иллюстрации  в  курсовой  работе  размещаются  тогда,  когда  они  могут придать  излагаемому  материалу  ясность,  конкретность  и  образность.  Все иллюстрации,  схемы,  диаграммы  именуются  рисунками  и  нумеруются последовательно арабскими цифрами (например, рис. 2). Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы.  

7.  Таблицы  следует  располагать  после первого  упоминания о  них в тексте курсовой работы. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

Все  таблицы  должны  иметь  заголовок,  который  располагается  над таблицей.  

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков.  Располагается нумерация  сверху  заголовка  справа.  При  ссылке на таблицу пользуются сокращением.  

Например: см. табл. 2 - смотрите таблицу 2.

8.  Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи курсовой работы  студент  может  ссылаться  на  соответствующие  литературные источники.  Это  делается  тогда,  когда  текст  литературного  источника цитируется  дословно  или  когда  используются  мысли  или  идеи  того  или  иного  исследователя.  В  этом  случае  в  рукописи  курсовой  работы  в квадратных  скобках  приводится  порядковый  номер  литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.  

Примеры:  

        Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса,  объект  и  субъект  общественных  отношений,  субъект  и  объект общения,  наконец,  что  очень  важно,  субъект  общественного  поведения -

носитель нравственного поведения» [4, С.52].

"А.А.Евстигнеев [13] и В.Е.Гусев [27] сравнивают ..."

Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

"В.А.Барсов [20, С.29] пишет ..."

При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, Т. 1, С.75].

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

"Ряд авторов [5, 11, 17] считают ..."

Выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки.

Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Такая ссылка располагается под текстом, отделяется от него прямой линией и записывается, как правило, меньшим шрифтом после знака сноски - порядкового номера в виде арабских цифр. В основном тексте фраза, связанная с данным первоисточником, также помечается в конце знаком сноски, оформленным как верхний индекс. Например:

"В своей работе В.В.Ковалев отмечает, что доход по облигациям "...значительно меньше подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры" по сравнению с доходом по акциям."1

1 Ковалев,   В.В.   Финансовый  анализ   [Текст]   /  В.В.Ковалев.   -  М.: Экономика, 2005. - С.213.

9. Оформление списка использованной литературы.

В список литературы включают все использованные в работе источники в порядке  появления  ссылок  на  них  в  тексте.  Располагать  литературные источники следует в алфавитном порядке.  

Сведения  о  книгах (монографиях,  учебниках,  учебных  пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие,  данные  о  последующих  изданиях,  место  издания,  год  издания.

Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург - СПб.

В  сведения  о  статье  из  периодической  печати  включают:  фамилию  и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Окончательно  отработанный  и  тщательно  проверенный  список использованной  литературы  (не менее 5 источников)  размещается  в  конце  курсовой  работы (после заключения).  

10. Объем курсовой работы – 25-30 страниц.

11.  Оформление приложений.  В  приложение  обычно  выносят  большие таблицы и графики, а также тексты, анкеты, которые необязательны в тексте и имеют самостоятельное значение.

Приложения  оформляются  как  продолжение  курсовой  работы  на последних  ее  страницах.  Каждое  приложение  должно  начинаться  с  нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой работе более одного приложения  они  нумеруются  арабскими  цифрами (без знака  №). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь  основного текста с  приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со  словом «смотри», которое  обычно сокращается  и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме (например: см. Приложение 42).

Защита курсовой работы

   Завершенная курсовая работа не позднее, чем за 2 недели до защиты, предоставляется  руководителю, который дает письменный отзыв (рецензию) о содержании работы (Приложение 3) и подписывает ее. Руководитель решает вопрос о допуске курсовой работы к защите.

   Защита курсовых работ проводится с участием представителя администрации или председателя ЦМК. Перед защитой курсовая работа передается руководителю, после чего студенту предоставляется время для выступления и ответы на вопросы по существу работы (в пределах 7-10 минут).

Структура доклада:

-    тема курсовой работы, ее цель;

-    актуальность темы, ее обоснование;

-    формулировка проблемы;

-    объект предметной области;

-    характеристика глав курсовой работы: какие рассмотрены вопросы, какая организация исследована, какие методы исследования применялись, каковы результаты исследования (основные положения теоретической и практической части);

-    заключение (конкретные предложения по решению поставленных проблем, обоснование предложений, выводы по работе).

В своем докладе студент  должен кратко изложить цели и задачи курсовой работы, охарактеризовать объект и предмет исследования, объяснить основные положения и выводы, к которым он пришел в результате проведенной работы. Особое внимание в докладе необходимо уделить собственным разработкам, результатам собственных исследований.  В заключении доклада нужно дать собственную оценку достигнутым результатам курсовой работы и возможности их практического применения.

Студенту задаются вопросы, на которые он обязан дать ответ. Ответы должны быть конкретными, содержательными и лаконичными.

При проставлении оценки по работе комиссией учитываются:

-    доклад студента;

-    полнота и глубина ответов на вопросы руководителя (членов комиссии);

- актуальность, содержание, соответствие содержания теме работы, самостоятельность выполнения работы, глубина раскрытия темы, правильность расчетов, уровень выполненных исследований, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, наличие выводов и рекомендаций, качество оформления.

        В процессе доклада рекомендуется использовать наглядные пособия, которые помогают усилить доказательность выводов и предложений, облегчить выступление. После доклада, оглашения рецензии, студент отвечает на заданные ему вопросы и замечания руководителя и присутствующих лиц на защите.

   Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется в том случае, если:

- содержание работы соответствует выбранной специальности и теме работы;

- работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер,  отличается определенной новизной;

- дан обстоятельный анализ степени теоретического  исследования  проблемы, различных подходов к ее решению;

- показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме;

- проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;

- теоретические положения органично сопряжены с практикой;  даны  представляющие интерес  практические  рекомендации,  вытекающие  из анализа проблемы;

- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы  (в отдельных случаях допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);

- в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования;

- широко представлена библиография по теме работы;

- приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;   

- по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям.

Оценка  “ХОРОШО”:

- тема соответствует специальности;

- содержание   работы  в  целом соответствует  заданию;

- работа актуальна, написана самостоятельно;

- дан анализ степени теоретического исследования проблемы;

- основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне;

- теоретические положения сопряжены с практикой;

- представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию;

- практические    рекомендации обоснованы;

- приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы;

- составлена библиография по теме работы.

Оценка    "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

- работа соответствует специальности;

- имеет место определенное несоответствие  содержания работы заявленной теме;

- исследуемая проблема в основном раскрыта,  но не  отличается  новизной,  теоретической  глубиной и аргументированностью;

- нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью;

- в  работе  не полностью  использованы  необходимые  для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований;

- теоретические  положения  слабо  увязаны  с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер;

- содержание приложений не  освещает решения поставленных задач.

Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

- тема работы не соответствует специальности;

- содержание работы не соответствует теме;

- работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений;

- курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер;

- предложения автора четко не сформулированы.

Приложение 1

Кировское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кировский медицинский колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине (МДК, ПМ)____________________________

тема:______________________________________________________________________________________________________________________________________

                                     Выполнил(а) студент(ка)

                                                                    Группы______________________________

                                                                    Специальность_______________________

 ФИО________________________________

                                                                    Руководитель________________________

   Оценка______________________________

Киров 20    г.

Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................................................................................................................  стр.

Основная часть                             

Глава 1. ..................................................................................................................... стр.

1.1. .................................................................................................................   стр.

1.2. .................................................................................................................   стр.

Глава 2. ..................................................................................................................... стр.

2.1. .................................................................................................................   стр.

2.2. ..................................................................................................................  стр.

Заключение .............................................................................................................  стр.

Список использованной литературы .................................................................... стр.

Приложения ………………………………………………………………………  стр.

Приложение 3

О т з ы в

о курсовой  работе

Ф.И.О. _________________________________________________________________________________

Специальность _________________________________________________________

Тема __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Заключение  о степени  соответствия  выполненной курсовой работы заявленной теме, целям и задачам исследования _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проявленная студентом самостоятельность при выполнении курсовой работы. Плановость и дисциплинированность в работе. Умение пользоваться литературным материалом, владение навыками организации и проведения исследжования._________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные стороны курсовой работы  _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недостатки курсовой работы  _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение и предполагаемая оценка курсовой работы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ____________________________

                                         ФИО

«___»____________ 20__г.