Развитие словарного запаса для детей | MegaDOCs

Развитие словарного запаса для детей

Развитие словарного запаса

Карточки «Семейства»

Материал: 2 набора карточек: «мамы и детеныши» и «вся семья»

Прямая цель: ребенок запоминает названия животныхВозраст:  от 2,5 - 3лет. Контроль за ошибками: педагог

Трехступенчатый урок: названия животных

Презентация:

  •  Презентация может проходить и за столом, и на коврике.
  •  Презентация дается в 2-3 этапа и, вероятнее всего, растягивается минимум на 2 дня.

I часть

  1.  Учитель показывает ребенку стоящую на полке коробку с набором «мамы и детеныши», показывает, как ее закрыть и как держать. Просит отнести за стол. Ребенок приносит.
  2.  Учитель выкладывает карточки с изображениями самок. Просит ребенка назвать их и рассказать о них немного. Если ребенок всех называет, презентация идет дальше, если нет – проводится трехступенчатый урок для запоминания названий животных. В любом случае, учитель  немного рассказывает об этих животных.
  3.  Учитель молча достает карточки с изображениями детенышей, просит ребенка «разложить детенышей к мамам»
  4.  Учитель достает контрольные карты и дает ребенку проверить, правильно ли он все разложил.
  5.  Когда ребенок раскладывает, учитель просит ребенка назвать всех известных ему детенышей.
  6.  Карточки с изображениями самок отодвигаются, и с неназванными карточками детенышей идет работа по схеме трехступенчатого урока.
  7.  В конце, когда ребенок запомнил названия детенышей, учитель снова пододвигает ребенку карточки с изображениями самок, просит разложить детенышам мам.
  8.  Повторяют названия мам и детенышей:

- Это корова, у нее теленок. Это коза, у нее козленок…

II часть

  1.  Учитель показывает ребенку стоящую на полке коробку с наборами «мамы и детеныши» и «вся семья», просит отнести за стол. Ребенок приносит.
  2.  Учитель выкладывает карточки с изображениями самок и детенышей. Спрашивает ребенка о них.
  3.  Учитель  выкладывает  карточки с изображениями самцов, и просит ребенка «разложить  отцов к семьям». Достает проверочные карты с изображением всей семьи и вместе с ребенком проверяет по ним, правильно ли они все поставили.
  4.  Карточки «мамы и детеныши» убираются. Учитель просит ребенка «сказать, как эти животные (самцы) называются».  Ребенок называет тех, которых знает, с остальными проводится трехступенчатый урок.
  5.  Когда ребенок выучил названия, снова достаются проверочные карточки и по ним ребенок называет всех «членов семей животных».

Звуковые игры

Материал: корзинка, в которой лежит 5 предметов, названия которых начинаются с разных звуков (краб, матрешка, слон , флакон , лошадь ). Все звуки должны быть слышны очень хорошо и четко; работаем со звуками, которые ребенок выговаривает; для начальных презентаций лучше не брать с парными звуками, которые близки по звучаниюВозраст: 3-3,5 Упражнения Разные наборы предметов , выделение последнего звука , сортировка по звукам ( в начале , середине , конце), поиск общего звука в словах , выделение мягкого и твердого звука, выделение звуков в предметах окружающего мира . Презентация 1)Ребенок приносит на стол корзинку с набором предметов . Учитель предлагает ребенку вытаскивать предметы и называть их . Ребенок вытаскивает предметы и называет их . Учитель выстрагивает эти предметы в ряд и говорит :" все эти предметы называются по - разному и в начале у них разные звуки . Я сейчас выделю звук, а ты послушай " У:- кккккраб , в начале слышим звук к Ребенок повторяет - ккккраб У :- ммммматрешка , в начале ммммм Р:- мммматрешка У:- сссслон , это слово начинаем говорить с "с"Р:- ссссслон У:- фффффлакон , в начале фффф Р:- ффффлакон У:- ллллошадь , начинаем говорить с ллллР:- лллллошадь Учитель снова повторяет все слова , выделяя первый звук , ребенок повторяет звук .

2) Учитель просит ребенка показать фигурку , где в начале слышится ммм, положить сюда ту, где звук ссс, дать ему фигурку , где слышится лллл в начале. Учитель просит ребенка называть предмет. Выделяя искомый звук голосом.3 ) учитель просит ребенка показать на фигурку , назвать ее и выделить звук. У:- а это что ? Р:- слон У:- какой звук в начале ? Р:- сссслон , с Так же ребенок называет первые звуки всех остальных предметов и складывает их в корзинку .

Упражнение: сортировка предметов по звуку в середине, начале и конце (на примере с [Л]).

Материал: коробочка с 3 отделениями; корзиночка для фигурок; фигурки, в названии которых встречается [Л] – по 3-5 на [Л] в середине, в начале и в конце*.

*Важно следить, чтобы звук слышался четко и был твердым.

Презентация:

  •  Презентация может показываться и за столом, и на коврике.
  •  Во время сортировки, если ее делает ребенок, возникающие ошибки лучше не исправлять – лучше указать на них при проверке.

  1.  Учитель показывает ребенку материал, просит отнести за стол.
  2.  Уч: Доставай предметы и называй их. Ребенок по одному достает и называет. Если он называет предмет «не правильно» (в названии нет звука [Л]), фигура откладывается и в дальнейшей работе не участвует (к примеру, ребенок говорит не «лошадь», а «пони»))
  3.  Уч. берет  фигурку, где искомый звук в начале

– Лллллл-лошадь. Что слышишь в начале?

- Л

- Лллллл-лошадь. Положим фигурку сюда (кладет в I ячейку)

  1.  Уч. берет фигурку, где Л в конце

– Крокодил-лллллллл. В этом слове есть [Л]?

- Да.

- Где? В начале? Ккккккк-крокодил.

- Нет.

- В конце? Крокодил-лллллллл.

- Да.

- Тогда положим фигурку сюда (кладет в III ячейку)

  1.  Уч. берет фигуру, где Л в середине

– Вил-ллллллллллл-ка. В этом слове есть [Л]?

- Да.

- Где? В начале? Вввввв-вилка.

- Нет.

- В конце? Вилка-аааааааа.

- Нет.

- Может, в середине? Вил-ллллл-лка

- Да.

- Тогда положим фигурку сюда (кладет во II ячейку)

  1.  Уч.:  Если мы слышим [Л] в начале – кладет в I ячейку, если в конце – в III  ячейку, а если в середине  – во II ячейку.

Дальше учитель  может или рассортировать фигурки сам, или позволить сделать это ребенку («Как ты думаешь, куда это можно положить?»). Если ребенок подключился к работе, тогда после сортировки идет проверка. Но если сортировал все или практически все педагог, все фигурки вынимаем, перепутываем и даем возможность рассортировать самому ребенку. 

  1.  Когда все сделано, уч. говорит: «А сейчас давай проверим. В этой ячейке у нас лежат фигурки, где [Л] звучит в начале слова.  Доставай предметы по одному, называй их и выделяй первый звук». Ученик достает фигурки и называет их, выделяя голосом звук [Л] («Лошадь. Лллллл-лошадь. [Л] в начале»).

Аналогично идет работа с [Л] в конце и в середине.

Звуковые игры: введение твердого и мягкого звуков.

Материал: двухсекционная коробка, в которой разложены различные предметы, игрушки, фигурки, содержащие в себе определенный звук – твердый и мягкий соответственно.

Цель:

Введение понятий твердого и мягкого звуков.

Косвенная цель: развитие слухового восприятия ; расширение словарного запаса; расширение представлений об окружающем мире

Контроль ошибок: педагог.

Упражнения:

- самостоятельный повтор ребенком

- увеличение количества предметов в секциях коробочки

- работа с другими звуками

- работа со звуками, которые сложнее различать (например, С-С', З-З').

Расширение словаря: название предметов коробочки, дополнительная информация о них.

Возраст: 3,5 года.

Презентация:

В зависимости от ребенка и конкретной ситуации количество предметов в секциях варьируется (3-6 штук).

Опишем работу со звуками Л-Л'. Тогда в секциях находятся соответственно 1)глобус, ластик, солдат 2)олень, колесо, пальма.

1. Работа начинается у полки с материалом. Педагог обращается к ребенку: «Сегодня мы будем работать с этим материалом. Отнеси, пожалуйста, эту коробку на стол».

2.Ребенок относит коробку с материалом за стол. Располагаются за столом так, чтобы ребенок находился с левой стороны от педагога.

3.Педагог предлагает ребенку доставать предметы из первого отделения коробки по одному и называть их.

4.Обращаемся к ребенку: «Во всех этих словах слышен один и тот же звук. Я тебе назову эти предметы, а ты внимательно послушай. Глобус. Ластик. Солдат».

Делаем особый акцент на твердом звуке Л.

5.Спрашиваем ребенка: «Что ты слышишь общее? – Л. – Правильно, давай еще раз послушаем. Глобус. Ластик. Солдат».

6.Просим ребенка: «А теперь вынимай и называй оставшиеся предметы». – Ребенок достает и называет предметы второго отделения.

7.Говорим: «Во всех этих словах слышен один и тот же звук. Я тебе назову эти предметы, а ты внимательно послушай. Олень. Колесо. Пальма. Что ты слышишь общее? – Л'. – Правильно, давай еще раз послушаем. Олень. Колесо. Пальма. Во всех этих названиях слышим Л (показываем на первую группу предметов), а во всех этих – слышим Л' (показываем на вторую группу предметов)».

8.Перемешиваем все фигурки и просим ребенка: «А теперь в это отделение (показываем на первое отделение коробки) положи все предметы, в которых слышно Л, а в это (показываем на второе отделение коробки)  -  все предметы, в которых слышно Л'».

9.Ребенок сортирует все предметы.

!В случае ошибки педагог не исправляет ребенка.

10.Когда ребенок закончил сортировку, предлагаем: «Давай проверим.  В этом отделении (показываем на первое отделение коробки) лежат предметы, в которых слышно Л. Доставай предметы по одному, называй их и выделяй этот звук».

11.Ребенок достает предметы, называет их и, выделяя, проверяет, действительно ли в этом названии есть звук Л. В этот момент он может сам исправить свои ошибки.

12.Аналогично он проверяет второе отделение: слышно ли Л' во всех названиях его предметов.