Вопросы по общей гигиене к экзамену для студентов | MegaDOCs

Вопросы по общей гигиене к экзамену для студентов

Вопросы по общей гигиене к экзамену для студентов  

3 курса медико-профилактического факультета

2014-2015  учебный год.

  1.  Определение, цель, задачи гигиены и ее место в комплексе медицинских наук.
  2.  Связь гигиены с экологией, биологическими, химическими и другими дисциплинами.
  3.  Сущность общественного характера гигиены. Методы исследования, которыми пользуется гигиена.
  4.  Принципы гигиенического нормирования.
  5.  Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ. Его цели, задачи. Закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.
  6.  Основные учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в РФ, их структура, задачи.
  7.  Права и обязанности главных государственных санитарных врачей.
  8.  Цель, задачи предупредительного санитарного надзора и действующие нормативные документы.
  9.  Основные этапы предупредительного санитарного надзора в деятельности врача-гигиениста.
  10.  Цели и задачи санитарного надзора. Руководящие документы в работе врача-гигиениста.
  11.  История развития гигиены. Возникновение гигиенических знаний у древних народов. Развитие гигиены в Европе в 18-19 столетиях. Роль М.Петтенкофера в развитии гигиены.
  12.  Развитие гигиены в России. А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин и их роль в развитии отечественной гигиены.
  13.  Особенности развития гигиены в советский период. Роль Н.А. Семашко, Ф.Г.Кроткова, А.Н.Сысина, А.Н.Марзеева, В.А.Рязанова в развитии гигиенической науки.
  14.  Понятие об экологии, биосфере и окружающей среде, их влияние на здоровье населения.
  15.  Атмосферный воздух, как экологический фактор окружающей среды. Естественный химический состав атмосферы, физиолого-гигиеническое значение его составных компонентов.
  16.  Природа атмосферных загрязнений, их источники, сравнительная гигиеническая характеристика.
  17.  Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-бытовые условия жизни и экологию.
  18.  Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения (прямое и косвенное).
  19.  Принципы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Сущность ПДК атмосферных загрязнений и их разновидности.
  20.  Основные направления мероприятий, проводимых по охране атмосферного воздуха. Законодательные  документы РФ, в которых отражены положения об охране атмосферного воздуха.
  21.  Сравнительная характеристика антропогенных источников загрязнения атмосферного воздуха.
  22.  Комплексное действие  метеофакторов на организм. Основные методические подходы их изучения и оценки.
  23.  Характеристика спектра лучистой энергии солнца, его физиолого-гигиеническое значение.
  24.  Общебиологическое и гигиеническое значение видимой части солнечного излучения, световое голодание, меры профилактики.
  25.  Ультрафиолетовое излучение, классификация спектральных зон, биологическое действие и гигиеническое значение.
  26.  Влияние инфракрасного излучения на организм. Источники инфракрасного излучения в производственной деятельности человека и меры профилактики.
  27.  Шум, определение, физическая характеристика, классификация, единицы измерения, уровни интенсивности, принципы нормирования.
  28.  Вибрация, определение, физическая характеристика, классификация, единицы измерения, принципы нормирования.
  29.  Источники шума в условиях производства и населенных мест. Его влияние на организм и меры профилактики.
  30.  Влияние вибрации на организм: основные источники в производственных условиях и меры профилактики.
  31.  Гигиеническое значение углекислого газа, нормативы для жилых и общественных зданий.
  32.  Атмосферное электричество, его природа. Общебиологическое и гигиеническое значение.
  33.  Температура, ее гигиеническое значение и влияние на организм человека. Принципы нормирования в жилых и общественных зданиях.
  34.  Движение воздуха, гигиеническое значение и влияние на организм человека. Принципы нормирования в жилых и общественных зданиях.
  35.  Атмосферное давление. Влияние на организм пониженного и повышенного давления. Кессонная болезнь и ее профилактика.
  36.  Влажность воздуха, основные величины, характеризующие влажность воздуха, влияние влажности воздуха на организм человека, нормативы в жилых и общественных зданиях.
  37.  Механизмы терморегуляции человека, характеристика путей отдачи тепла организмом.
  38.  Погода, ее определение и влияние на человека. Факторы, формирующие погоду. Клинические классификации погод.
  39.  Гелиометеотропные реакции человека, механизмы развития, профилактика.
  40.  Климат, его определение и влияние на человека. Климатообразующие факторы. Гигиеническая характеристика основных климатических зон РФ.
  41.  Акклиматизация. Гигиенические мероприятия, способствующие акклиматизации.
  42.  Гигиенические аспекты формирования городской и жилой среды.
  43.  Гигиеническое значение жилища, его влияние на здоровье человека. Неблагоприятные факторы жилища.
  44.  Основные гигиенические требования, предъявляемые к жилищам (обоснование нормативов площади, воздушного куба, набор основных и вспомогательных помещений, освещение, отопление).
  45.  Гигиеническая токсикология, ее определение, задачи и методы.
  46.  Общая характеристика действия токсических веществ и их классификация.   
  47.  Основные параметры токсикометрии. Методы их определения.
  48.  Классификация веществ по степени их опасности. Основные показатели.
  49.  Пути поступления ядов в организм, их сравнительная гигиеническая характеристика.
  50.  Распределение и превращение ядов в организме. Пути выведения.
  51.  Виды комбинированного и сочетанного действия факторов.
  52.  Показатели реальной опасности химических веществ.
  53.  Этапы гигиенического нормирования. Методы изучения состояния организма при гигиеническом  нормировании.
  54.  Особенности гигиенического нормирования токсических веществ в различных объектах окружающей среды.
  55.  Источники водоснабжения и их сравнительная характеристика. Влияние природных факторов на формирование и состав воды в водоисточниках.
  56.  Физиологическое и гигиеническое значение воды, как экологического фактора.
  57.  Вода как фактор передачи инфекционных заболеваний. Эпидемиологическое значение воды.
  58.  Заболевания населения, обусловленные химическим составом воды.
  59.  Сравнительная санитарная характеристика поверхностных и подземных водоисточников.
  60.  Химические показатели органического загрязнения воды и их гигиеническое значение.
  61.  Жесткость воды, ее санитарно-техническое и биологическое значения.
  62.  Гигиеническая характеристика поверхностных водоисточников. Процессы естественного самоочищения в открытых водоемах. Биологические показатели качества воды открытых водоемов.
  63.  Микробиологические показатели качества воды различных систем водоснабжения.
  64.  Гигиенические требования к питьевой воде в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения”. Основные оценочные критерии качества питьевой воды по данному стандарту.
  65.  Требования к химическим показателям качества питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09
  66.  Требования к органолептическим показателям и радиационной безопасности питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09
  67.  Основные положения СанПиН 2.1.4.1175-02 “Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения”. Санитарная охрана источников в соответствии с данным стандартом.
  68.  Требования к источникам централизованного водоснабжения в соответствии с ГОСТом 2761-84 “Источники централизованного питьевого водоснабжения”. Классификация источников водоснабжения в соответствии с данным стандартом.
  69.  Почва как экологический фактор окружающей среды, ее определение по В.И.Докучаеву. Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы.
  70.  Механический состав почвы и гигиеническое значение ее основных физических свойств: пористость, капиллярность, воздухопроницаемость, тепловые свойства.
  71.  Роль почвы в распространении инфекционных заболеваний и глистных инвазий.
  72.  Источники загрязнения и процессы самоочищения почвы.
  73.  Показатели санитарно-гигиенической оценки состояния почвы.
  74.  Влияние научно-технической революции на состояние окружающей среды и здоровье населения.
  75.  Законодательные меры по охране окружающей среды в РФ. Основные положения Закона РФ об охране окружающей природной среды.
  76.  Здоровый образ жизни. Борьба с вредными привычками.
  77.  Личная гигиена как фактор сохранения здоровья. Уход за телом. Характеристика моющих и косметических средств, гигиенические требования к ним.
  78.  Закаливание и физическая культура как элементы личной гигиены. Правила закаливания природными факторами, микроклимат бань и его влияние на организм человека.
  79.  Одежда и основные гигиенические требования к тканям и одежде.
  80.  Обувь, основные требования к материалам для изготовления обуви и ее характеристика. Особенности детской обуви.
  81.  Предмет и задачи гигиены питания. Социальная сущность проблемы питания.
  82.  Биологическая сущность проблемы питания. Болезни питания, причины, классификация, механизм развития.
  83.  Физиологические нормы питания для различных групп населения.
  84.  Рациональное питание, принципы.
  85.  Энергетическая адекватность питания. Физиологическая потребность в энергии различных групп населения.
  86.  Роль белков в питании. Нормы физиологической потребности для различных групп населения.
  87.  Роль жиров в питании. Виды жиров. Нормы физиологической потребности для различных групп населения.
  88.  Роль углеводов в питании. Виды углеводов. Понятие о защищенных углеводах. Нормы физиологической потребности для различных групп населения.
  89.  Роль витаминов в питании. Причины гиповитаминозов. Нормы физиологической потребности.
  90.  Минеральные вещества. Значение. Нормы физиологической потребности.
  91.  Трудовая деятельность, ее роль в сохранении и укреплении здоровья человека.
  92.  Основные законодательные документы по охране труда в РФ и их сущность.
  93.  Предмет и задачи гигиены труда.
  94.  Формы трудовой деятельности.
  95.  Физиологические реакции на труд. Потребление кислорода. Изменения в различных системах.
  96.  Работоспособность и ее динамика. Утомление и переутомление. Профилактика.
  97.  Классификация труда по тяжести и напряженности.
  98.  Определение, классификация и гигиеническая  характеристика профессиональных вредностей.
  99.  Классификация условий труда по степени вредности и опасности.
  100.  Профессиональные заболевания. Классификация. Производственно обусловленная заболеваемость.
  101.  Физиолого-гигиенические основы рационального режима труда и отдыха. Сущность научной организации труда и ее главные задачи.
  102.  Гигиена детей и подростков, определение, цели, задачи. Необходимость выделения данной отрасли гигиенической науки в самостоятельную дисциплину.
  103.  Анатомо-физиологические особенности детского организма.
  104.  Организация учебных занятий в школе, гигиенические требования, влияние на здоровье.
  105.  Гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию школьных учреждений.
  106.  Физическое развитие детей и подростков, методические подходы к его оценке.
  107.  Социально-гигиенические особенности условий жизни в крупных городах и их влияние на здоровье человека.
  108.  Урбанизация, как социально-гигиеническая проблема научно-технического прогресса. Ее определение, преимущества и недостатки.
  109.  Полимерные материалы, их свойства и область применения. Классификация. Санитарный надзор за производством и применением полимерных материалов.
  110.  Свойства искусственных кож, область применения. Гигиенические требования к искусственным и синтетическим кожам и изделиям из них.

ПЕРЕЧЕНЬ  

практических навыков по общей гигиене

для студентов 3 курса медико-профилактического факультета

1.  Методы определения температурного режима помещений. Разновидности термометров. Устройство и правила работы с термометрами.

2.  Методы определения влажности воздуха, разновидности. устройство и правила работы с приборами, используемыми при измерении влажности воздуха.

3.  Методы определения подвижности воздуха. Разновидности. устройство и правила работы с приборами для определения подвижности воздуха.

4.  Методы определения барометрического давления. Приборы. Перевод одних единиц в другие.

5.  Методы изучения комплексного действия физических факторов на организм .

6.  Методы определения интенсивности инфракрасной радиации. Приборы. правила работы с ними.

7.  Методы исследования освещенности с помощью люксметра. Нормы КЕО.

8.  Методы определения светового коэффициента. Глубина заложения помещения.

9.  Методы отбора проб воздуха для химических исследований.

10. Экспресс-методы, применяемые в гигиенических исследованиях. Определение окиси углерода, сернистого газа.

11. Методы исследования запыленности воздуха.

12. Методы исследования шума и вибрации. Виды приборов, их устройство и правила работы.

13. Правила отбора проб воды для санитарно-химического и бактериологического анализа из различных водоисточников.

14. Объем и методы исследования органолептических свойств воды.

15. Методы определения триады азота (аммиак, нитриты, нитраты). Нормативы их содержания в воде при централизованном и децентрализованном водоснабжении.

16. Определение окисляемости воды, ее значение в гигиенических исследованиях.

17. Методы исследования органического загрязнения воды.

18. Методы исследования солевого состава воды. Определение жесткости, сульфатов, хлоридов, их санитарное значение.

19. Методы  санитарно-химического исследования воздуха.. Определение углекислого газа, его санитарно-показательное значение.

20. Правила отбора проб почвы для санитарного анализа.

21. Методы исследования физических свойств и механического состава почвы.

22. Методы исследования химических свойств почвы.

23. Принципы измерения ЭМП.

24. Методы исследования физических, химических свойств и гигиенических показателей тканей одежды, искусственных кож и полимерных материалов.

25. Вентиляция, ее разновидности и методы исследования, расчет кратности воздухообмена.

26. Задачи врача-гигиениста при выборе и отводе участков под строительство планируемых объектов.

27. Проекты строительства (реконструкции) объектов, их виды, составные элементы и порядок их рассмотрения.

28. Что необходимо знать для чтения чертежей и при составлении эскизов зданий? Что называется масштабом? Виды масштабов и правила пользования ими.

29. Какие чертежи называются архитектурно-строительными и что по ним оценивается?

30. Руководящие нормативно-технические документы, используемые при рассмотрении проектов строительства (реконструкции) объектов.

31. Санитарная экспертиза пищевых продуктов. Цели, задачи, виды, этапы, документы.

32. Правила отбора проб пищевых продуктов для санитарно-гигиенического исследования и оформление документации.

33. Методы исследования, применяемые в санитарно-гигиенической экспертизе пищевых продуктов, их характеристика, значение.

34. Органолептические методы исследования пищевых продуктов, их характеристика и значение  при санитарно-гигиенической экспертизе пищевых продуктов.

35. Виды лабораторных животных, используемых в токсикологических экспериментах. Их содержание, уход, маркировка, взвешивание, распределение животных на группы.

36. Пути введения химических веществ экспериментальным животным. Виды ингаляционных затравок животных. Их значение и оборудование.

37. Цели и задачи острых экспериментов, организация и методика проведения.

38. Цели и задачи подострых экспериментов, организация и методика проведения.

39. Цели и задачи хронических экспериментов. Организация и методика проведения.

40. Этапы токсикологического эксперимента. Их цели и задачи.

41. Системы термометров, область их применения и правила работы с ними. Термограф.

42. По выданной задаче построить “розу ветров” и дать по ней рекомендации гигиенически рационального размещения промышленных предприятий, жилой зоны, детских и лечебных учреждений.

43. Методы санитарного описания, его использование в практической деятельности врача-гигиениста.

44. Ситуационные задачи.