В какой орган ему следует обратиться для постановки на учет выплатного (пенсионного) дела? | MegaDOCs

В какой орган ему следует обратиться для постановки на учет выплатного (пенсионного) дела?

Пенсионер Никоненко Петр Сергеевич, 30.09.1955 г.р., переехал из Тулы в Москву на ПМЖ.

В какой орган ему следует обратиться для постановки на учет выплатного (пенсионного) дела?

Какие документы входят в состав выплатного дела?

Есть ли различия между пенсионным и выплатным делом?

Какие действия должен предпринять Николаенко для постановки на учет в пенсионный орган по месту новой регистрации.

ПФР

2..В состав пенсионного дела входят:

Решение о назначении пенсии, решения о переводе с одной пенсии на другую, распоряжения о перерасчете, индексации и корректировке размера пенсии, решения и распоряжения о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии, а также документы, поступающие в распоряжение территориального органа ПФР от других органов или организаций, в частности из органов ФМБА, образовательных учреждений, органов загса, органа паспортно-визовой службы МВД России, соответствующего органа миграционной службы и др. , а также документы об удержаниях из пенсии документы, решение о назначении пенсии, решения о переводе с одной пенсии на другую, распоряжения о перерасчете, индексации и корректировке размера пенсии, решения и распоряжения о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии, а также документы, поступающие в распоряжение территориального органа ПФР от других органов или организаций, в частности из органов ФМБА, образовательных учреждений, органов загса, органа паспортно-визовой службы МВД России, соответствующего органа миграционной службы и др. , а также документы об удержаниях из пенсии.

Помимо понятия "пенсионное дело" в законах встречается понятие "выплатное дело", в состав которого входят документы, на основании которых гражданину установлена пенсия, дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты, размер которых связан с размером установленной гражданину пенсии. Выплатное дело также ведется на каждого пенсионера. По сравнению с пенсионным делом выплатное дело содержит более полную информацию о произведенных выплатах (в том числе сроках и суммах выплат) пенсии. Пенсионное дело включает в себя только комплект документов, на основании которых установлена пенсия гражданину, обратившемуся за ней.

4. Выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения выплатного дела на основании заявления пенсионера.

В практическом плане это означает, что по общему правилу при смене места жительства пенсионер должен поставить на учет выплатное (пенсионное) дело, выполнив следующие обязательные действия:

- сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства;- встать на регистрационный учет в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации по новому месту жительства или месту пребывания;- обратиться с заявлением о запросе пенсионного дела к новому месту жительства, предъявив соответствующие документы о регистрации в установленном порядке.

Для граждан Российской Федерации смена места жительства может быть осуществлена и без оформления регистрации по месту жительства или месту пребывания.В том случае, если пенсионер по каким-то причинам сохраняет регистрацию по месту жительства по одному адресу, а фактически проживает по другому, то по его желанию пенсионное дело может быть поставлено на учет по месту фактического проживания пенсионера.

При обращении гражданина Российской Федерации за пенсией по месту фактического проживания на территории Российской Федерации его пенсионное дело может быть принято на учет для продолжения выплаты пенсии по новому месту фактического проживания пенсионера.Правовая возможность выплаты пенсии лицам, не вставшим на регистрационный учет в органах МВД России, предполагает организацию и ведение централизованного учета получателей пенсий по месту фактического проживания и системы контроля за правильным и рациональным использованием пенсионных средств со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации.Ведение этой базы имеет правовое значение в пенсионном процессе и является элементом контроля за выплатой пенсий со стороны территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.Такая база могла бы содержаться в актуальном состоянии за счет оперативного поступления соответствующей информации из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту фактического проживания пенсионера. Соответственно, регламентированный доступ к ней могли бы иметь все территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.В настоящее время, исходя из технологических возможностей, актуальным является ведение региональной базы данных о получателях пенсии по месту фактического проживания.Принципиально важно, на каком этапе осуществляется контроль за выплатой пенсии по месту фактического проживания - до или после начала выплаты пенсии.С точки зрения последовательности действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации предпочтительнее последующий контроль (после начала выплаты пенсии), который заключается в следующем.Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту фактического проживания пенсионера извещает все территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом таком случае.Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший информацию о выплате пенсии гражданину в другом районе, проводит проверку имеющейся региональной базы данных о получателях пенсии по месту фактического проживания. При необходимости о результатах проверки сообщается заинтересованному территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации для совершения предусмотренных законодательством дальнейших действий по данному делу.Контроль за выплатой пенсии переносится на предварительную стадию и осуществляется до начала выплаты пенсии.Вначале территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в который поступило соответствующее заявление гражданина о выплате пенсии по месту фактического проживания, оформляет соответствующий запрос в адрес всех территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и ждет ответа на него.По поступившему запросу территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации производят проверку региональной базы данных и направляют обратную информацию о результатах проверки.После поступления ответа из всех регионов принимается решение о продлении выплаты пенсии по новому месту фактического проживания, что оформляется соответствующим распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.В результате при предварительном контроле принятие решения по заявлению пенсионера (а значит и выплата пенсии по месту фактического проживания пенсионера) задерживается до поступления сведений из всех регионов Российской Федерации о том, что обратившемуся гражданину пенсия в другом районе не выплачивается.Очевидно, что такой путь не направлен на соблюдение интересов гражданина, обратившегося за выплатой пенсии, по следующим причинам.Во-первых, он приводит к нарушению положений закона о ежемесячном характере пенсионных платежей. По объективным причинам обмен информацией между пенсионными органами по схеме "запрос - ответ" выходит за пределы текущего месяца.Во-вторых, в данной схеме документооборота не гарантируется полнота обратной информации. В период прохождения "ответа" не исключена возможность пополнения региональной базы данных новыми пенсионными делами.В-третьих, не учитывается, что нормы законов предполагают правомерное поведение граждан.В исключительных случаях - случаях злоупотребления со стороны пенсионера и незаконной выплаты пенсии - согласно законодательству наступает ответственность виновного лица (статьи 23, 25 и 26 Закона от 17.12.2001).Кроме того, не учитывается, что при обращении за продолжением выплаты пенсии по месту фактического проживания пенсионер подает заявление на бланке установленной формы, в котором сообщаются необходимые, юридически значимые для выплаты пенсии сведения, в том числе о получении пенсии. Представление недостоверных сведений также влечет за собой определенные правовые последствия.Принимая во внимание, что пенсионный процесс должен обеспечивать защиту интересов граждан, вряд ли стоит идти по пути предварительного контроля за выплатой пенсий. Выявление факта нарушения пенсионного законодательства возможно и при последующем контроле. Однако в последнем случае исключается задержка в выплате пенсий населению.Во всех указанных случаях выплатное (пенсионное) дело пересылается в порядке, предусмотренном в п. 18 Правил (см. коммент. к п. 18 Правил от 16.02.2004).Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов выплаты сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо остановиться на некоторых аспектах начисления сумм пенсии за прошедшее время при жизни пенсионера, поскольку это имеет значение при начислении и расчете сумм пенсии, выплачиваемых членам семьи пенсионера, обратившимся за ними после его смерти.По общеустановленному правилу выплата начисленных сумм пенсии, включая организацию их доставки, производится за текущий месяц (см. коммент. к п. 6 Правил от 16.02.2004).Исходя из этого правила, применяемые территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации технологии по организации выплаты и доставки пенсии позволяют пенсионеру получать указанные суммы ежемесячно.В то же время в п. 2 ст. 23 Закона от 17.12.2001 предусмотрены правила, по которым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации может быть выплачена сумма пенсии в том случае, если пенсионер не смог получить ее своевременно. В составе неполученных пенсионером сумм пенсии могут быть:во-первых, суммы пенсии, которые были начислены пенсионеру территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и не востребованы самим пенсионером своевременно по каким-либо личным причинам;во-вторых, суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом не имеет значения, по какой причине и на каком этапе территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации была допущена ошибка. Имеются в виду возможные ошибки при организации и ведении индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, включая получение недостающих сведений индивидуального (персонифицированного) учета от работодателя либо от государственного (муниципального) органа после принятия мер со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации, либо при установлении пенсии, ее начислении, формировании доставочного документа и т.д.В зависимости от причин, по которым не получена пенсия, определяется период прошедшего времени, за который выплачиваются не полученные пенсионером суммы пенсии:три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной суммы пенсии (в первом случае);без ограничения сроком (во втором случае).В состав начисленных сумм пенсии за прошедшее время включаются суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру за период, в течение которого пенсия не была получена пенсионером своевременно, а также за период, в течение которого выплата пенсии была приостановлена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.Как правило, обращение пенсионера за невостребованными суммами пенсии имеет место после вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения о прекращении выплаты пенсии.Начисление сумм пенсии за прошедшее время, в случае если они не были востребованы пенсионером своевременно, производится с учетом сроков, определенных в п. 2 ст. 23 Закона от 17.12.2001.Пенсионеру в текущем месяце могут причитаться суммы пенсии, начисленные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации до оформления прекращения выплаты пенсии, а также суммы пенсии, начисленные впоследствии при обращении пенсионера за ними за весь период их неполучения, в том числе после вынесения решения о прекращении выплаты пенсии. При этом в том случае, если по пенсионному делу территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято распоряжение (решение) о приостановлении или прекращении выплаты пенсии в соответствии со статьями 21, 22 Закона от 17.12.2001, то оно подлежит отмене, поскольку право на пенсию в этот период утрачено не было.Срок обращения за суммами пенсии, не востребованной пенсионером своевременно, связан с моментом обращения, т.е. днем обращения (конкретная календарная дата) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.При этом расчет сумм пенсии за прошедшее время (но не более чем за три года в соответствующих случаях) производится с учетом полных месяцев. Согласно п. 9 Правил от 16.02.2004 начисление суммы пенсии, причитавшейся пенсионеру за текущий месяц и за прошедшее время, производится в лицевом счете пенсионера на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм, в том числе на основании отчетных данных организаций, осуществляющих доставку пенсии, о произведенной доставке пенсии.