Рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку | MegaDOCs

Рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно. Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия автора текста?

Сформулируйте (кратко!) тему: о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.

Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на ключевые слова.

Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова).

Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Необходимо помнить:

проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова. Например, проблема отцов и детей..

обозначаем только одну проблему.

Постарайтесь, опираясь на содержание текста, какой-то конкретный случай, рассмотренный в тексте, вписать выделенную вами проблему в ряд «вечных» проблем. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный факт (или факты), но и многие подобные (типичные) случаи. Формулируйте проблему общо. Например: проблема нравственного выбора человека; проблема смысла жизни; проблема взаимоотношений людей; проблема истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей и т.п.

Сформулировать проблему можно:

- в виде вопроса (вопросов):

Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что является главным в жизни человека: духовное или материальное? Кто за нас решит экологические проблемы?

- одним словом или словосочетанием (проблема чего). Например: проблема войны и мира.

Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Примеры типовых конструкций:

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).

Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).

В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).

В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

Многие учащиеся испытывают трудности при написании начала сочинения. Можно начать его с формулировки проблемы.

Варианты начала текста:

Какова роль литературы в духовном становлении человека? Над этой серьёзной проблемой размышляет лауреат Нобелевской премии И.Бродский.

Д.С.Лихачёв уделяет внимание философской проблеме, актуальной во все времена: в чём смысл человеческого бытия?

Текст В.Солоухина заставил меня задуматься над сложной философской проблемой поиска смысла жизни.

С. Львов, известный публицист и лингвист, коснулся острой проблемы, которая сегодня активно обсуждается в обществе: что значит быть современным?

В.Солоухин размышляет над проблемой, которая волнует каждого из нас: как сохранить этот мир для будущих поколений?

В.Песков приглашает нас к серьёзному разговору о бережном отношении человека к природе.

В качестве начала могут быть:

Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение к проблеме текста. Например,

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н Заболоцкий)

Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта!

Сообщение сведений об авторе текста (если он известен вам) и определение места проблемы в его творчестве.

Использование небольшой цитаты из предложенного текста, где четко обозначена проблема.

Использование назывного предложения ( Именительный темы) и приема умолчания.

Лень… Как много об этом сказано нашими родителями, учителями и друзьями. Как много написано писателями! Не обошёл стороной эту тему и писатель ( Ф. И.)

В начале сочинения обязательно назовите имя, фамилию автора.

Не начинайте сочинение со слов: В своем тексте автор…

Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.

Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»? «Комментировать» означает «объяснять, пояснять».

Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста, и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

свободно интерпретированы;

представлены при изложении собственной точки зрения;

процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

Иначе говоря, комментарий – это выборочный пересказ своими словами исходного текста (допускается выборочное цитирование), подтверждающий, что в тексте рассматривается именно эта проблема.

Комментарий – это рассуждения по поводу проблемы.

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…).

Сформулируйте позицию автора.

Если проблема текста –это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), можно предположить, что в тексте могут быть языковые средства: оценочные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.

В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Распространенной ошибкой является отождествление автора и рассказчика в художественной литературе. Выявить авторскую позицию в тексте художественного стиля помогут вам средства выразительности.

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Свое мнение вы должны высказать корректно. Возможные варианты:

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Кажется спорной мысль автора о том, что…

Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…

Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.

С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Интересна позиция автора в том, что…

Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Аргументация. Надо аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Схема микротекста-рассуждения:

тезис(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора) аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

Вывод (общий итог)

Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.

В качестве доказательства в сочинении надо использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.

Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

Обратите внимание на то, что сочинение должно быть логически завершено, начало и конец текста должны быть связаны, текст должен быть расчленен на абзацы. В конце сочинения следует сделать вывод.

Прочитайте черновой вариант работы. Части сочинения должны иметь определенное логическое расположение, четкий порядок следования. Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически (с помощью последовательной, т.е. цепной, или параллельной связи). Помните: один из признаков текста – его завершенность. Подведите итог сказанному, но не повторяйтесь. В качестве обобщения можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки.

Отредактируйте сочинение и после этого перепишите его на бланк № 2.

№1 Мы живём в XXI веке, веке скоростей и обилия информации, но несмотря на огромные масштабы инноваций, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) рассказывает нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В результате этого события (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

На мой взгляд, позицию автора нельзя назвать отстранённой. Безусловно, он субъективен в решении данного вопроса. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Мне импонирует авторская позиция, и я тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. В качестве первого аргумента приведу следующий пример: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, нередко в своих произведениях обращался к данной проблеме, да и сама его жизнь – тому пример, иначе он бы не был великим.

В качестве второго аргумента расскажу о себе. Я молод, у меня всё впереди, но жизненные цели уже поставлены. Чтобы они осуществились, мне необходимо научиться разрешать многие проблемы, в том числе и проблему, поднятую автором прочитанного текста.

Я согласен, время нельзя повернуть вспять, но истина на то и истина, потому что она вечна.

№2 Наш мир очень изменчив, но несмотря на постоянные перемены, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) повествует нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В конечном итоге (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

Позиция автора представляется мне достаточно ясной. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. Эта же проблема рассматривается во многих произведениях русской классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как созвучна проблема, поднятая (Фамилия, имя), тем вопросам, которые обозначены в романе «Война и мир».

Вторым аргументом может служить эпизод из моей жизни (рассказать эпизод).

Я согласен, «всё течёт, всё изменяется». Конечно, эта банальная истина актуальна и по сей день. События сменяют друг друга, но есть вечные истины, которым нет и не может быть завершения.

ПРОБЛЕМНЫЕ БЛОКИ

1. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА, ИСКУССТВА, ЛИТЕРАТУРЫ, ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА

1). Проблема роли классической литературы в духовной жизни современного общества

2). Проблема нравственного долга писателя

3). Проблема ответственности писателя перед соотечественниками

4). Проблема эмиграции деятелей культуры

5). Проблема восприятия произведения искусства

6). Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости

7). Проблема назначения подлинного искусства

8). Проблема восприятия ребёнка мастерами старой школы живописи

9). Проблема роли книги в становлении личности ребёнка

10). Проблема назначения книги

11). Проблема бережного отношения к книгам.

12). Проблема вытеснения литературы другими видами искусства.

13). Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества

14). Проблема цели и задач поэтического (писательского) творчества

15). Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества

Рей Бредбери «471° по Фаренгейту»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Н.В.Гоголь «Портрет»

А.С.Пушкин «Пророк»

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

А.С.Пушкин «Осень»

А.С.Пушкин «Пророк»

Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»

А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с

поэтом»

Н.А.Некрасов «Элегия» («Пускай нам говорит

изменчивая мода»)

Н.А.Некрасов «Вчерашний день часу в

шестом»

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный»

2. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСПИТАНИЯ

1). Проблема чести и совести

2). Проблема непобедимости хамства

3). Проблема проявления наглости, нахальства, грубости людей по отношению друг к другу

4). Проблема определения сущности хамства

5). Проблема человеческого благородства

6). Проблема чуткости и бездушия

7). Проблема одиночества

8). Проблема совести и ответственности человека за свои поступки

9). Проблема чести и достоинства

10). Проблема самоуважения

11). Проблема активной жизненной позиции

12). Проблема истинной любви и дружбы

13). Проблема самоотдачи в отношениях с любимым человеком

14). Проблема героизма и самопожертвования

15). Проблема отношения человека к своему делу

16). Проблема отношений с другими людьми

17). Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми»

18). Проблема формальных связей

19). Проблема человеческой памяти

20). Проблема подвига

21). Проблема долга и ответственности за жизнь другого человека

22). Проблема самооценки личности

23). Проблема силы человеческого духа

24). Проблема отношения общества к знаменитостям

25). Проблема национального характера

26). Проблема памяти о прожитых испытаниях

27).Проблема способности человека к сочувствию

28). Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку

29). Проблема человеческих взаимоотношений

30). Проблема определения сущности ревности

31). Проблема соотношения любви и ревности

32). Проблема преодоления ревности

33). Проблема становления и крушения любви

34). Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения

делу»

35). Проблема верности долгу

36). Проблема нравственных возможностей человека

37). Проблема взаимоотношений личности и коллектива

38). Проблема истинной дружбы

39). Проблема нравственного выбора человека

40). Проблема возмездия

41). Проблема ценности личности

42). Проблема любви

43). Проблема памяти

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М.Достоевский «Преступление и

наказание»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

И.А.Бунин цикл «Тёмные аллеи»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

А.П.Чехов «Вишневый сад»

М.А.Шолохов «Судьба человека»

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ (ОБРАЗ РОДИНЫ, ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ)

1). Проблема отношения к родине

2). Проблема определения героического

3). Проблема героизма и лжегероизма

4). Проблема определения критериев героического

5). Проблема сохранения мира на Земле

6). Проблема противостояния злу и человеконенавистничеству в эпоху глобализма

7). Проблема героической личности

8). Проблема роли личности в истории

9). Проблема выдающейся личности и масс

10). Проблема исторической памяти

11). Проблема закономерностей исторического развития государства

12). Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний

13). Проблема чувства долга и чувства самосохранения в годы войны

14). Проблема любви к родине

15). Проблема истинных ценностей на войне

16). Проблема нравственной оценки факта войны

17). Проблема войны и сохранения человеческого в человеке

18). Проблема объективной оценки исторических событий и личности

19). Проблема патриотизма как общезначимой ценности

20). Проблема отношения к прошлому своей родины

21). Проблема патриотизма

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю.Лермонтов «Родина»

С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная!»

М.А.Шолохов «Судьба человека»

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Н.В.Гоголь «Ревизор»

А.И.Солженицын «Один день Ивана

Денисовича»

А.Н.Толстой «Русский характер»

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину»

«Слово о полку Игореве»

«Повесть временных лет»

А.К.Толстой «Князь Серебряный»

И.А.Крылов «Волк на псарне»

«Житие прп. Сергия Радонежского»

А.С.Пушкин «Полтава»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца

Кулашникова»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.А.Блок «Родина»

А.А.Ахматова «Родная земля»

Н.С.Лесков «Очарованный странник»

С.А.Есенин «Русь советская», «Русь уходящая»

А.А.Ахматова «Мне голос был».

А.А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю»

М.А.Булгаков «Белая гвардия»

Б.Л.Пастернка «Доктор Живаго»

В.В.Набоков «Другие берега»

А.А.Ахматова «Реквием»