Сравнительное правоведение | MegaDOCs

Сравнительное правоведение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция

(квалификация (степень) МАГИСТР)

Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного

и административного судопроизводства»

Нижний Новгород

2013

Автор:

С.М. Сапожников, кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Демичев А.А. д.ю.н., профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень): магистр.

Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 октября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 14 ноября 2013 г.).

©. ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.

©. Сапожников С.М., Хисамов А.Х., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Сравнительное правоведение» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла.

Целью освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» является: изучение методологии сравнительного правоведения, истории развития и современного состояния основных правовых семей в сравнительно-историческом и сравнительном аспектах, роли юридической профессии в государствах, относящихся к различным правовым семьям; формирование фундаментальных мировоззренческих основ профессиональной правовой культуры юриста.

Задачами преподавания дисциплины «Сравнительное правоведение» являются:

- получение систематизированных представлений об актуальных идеях, сформировавшихся в рамках основных методологических подходов к изучению предмета сравнительного правоведения;

- расширение теоретических знаний об основных категориях юридической науки и практики с учетом традиций их обсуждения и использования в различных правовых семьях;

- выработка навыков ориентирования в научных источниках дисциплины;

- усвоение смысла и содержания изучаемых правовых идей, положений и практик в их конкретно-историческом аспекте и в связи с последующим развитием.

Конечной целью обучения является не только профессиональная подготовка к практической юриспруденции в гражданском судопроизводстве в роли судьи, прокурора либо судебного представителя (адвоката, юрисконсульта), но также и создание полноценного концептуального понимания современного состояния основных правовых семей с целью формирования навыков и основ последующей научной и педагогической деятельности магистров.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Магистр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентность в использовании на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате усвоения курса магистранты должны:

знать:

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

уметь:

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

владеть навыками:

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- изучения правовой действительности с помощью научной методологии.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану)Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обученияЗачетные единицы 1 - общая трудоемкость3 з.е. – 108 ч.Всего аудиторных занятийиз них:14Лекции4Семинарские (практические) занятия10Самостоятельная работа 94Форма итогового контроляэкзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для магистрантов заочной формы обучения

№ п/пРазделы (темы) дисциплиныКоличество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)ЛекцииСеминары (практические занятия)С/р1Понятие сравнительного правоведения22(Диспут)102История развития сравнительного правоведения--123Понятие и классификация правовых систем2-124Романо-германская правовая семья-2(С/р студента по написанию и защите эссе)125Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)-2(Игра)126Религиозные правовые семьи-2127Дальневосточная правовая семья и африканская правовая семья-2128Российская правовая система История и современность.--12ИТОГО:41094

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения

Понятие сравнительного правоведения, его сущность и содержание. Сравнительное право и сравнительно-правовой метод. Методология сравнительного правоведения (нормативный и функциональный методы). Соотношение сравнительного правоведения с другими направлениями правовой мысли и различными сферами гуманитарного знания. Задачи, функции и цели сравнительного правоведения. Значение сравнительного правоведения для формирования национальной правовой идеологии. Воздействие сравнительно-правового знания на развитие современной юридической науки, образования и на правотворчество (процесс реформирования законодательства).

Теоретические основы сравнительного правоведения и юридическая антропология. Проблема идентификации национальной правовой системы. Этноцентризм и самобытность в юридической антропологии. Эволюция проблематики сравнительного правоведения. Сравнение традиционных и современных систем права. Мифы позитивного права в сравнительном правоведении. Договор и принуждение в способах урегулирования конфликтов в современном обществе (США, Франция, Россия). Аксиома и понятийный аппарат сравнительного правоведения в геополитическом аспекте. Важнейшие геополитические школы (Германия, США, Франция, Россия) и учение о правовых семьях. Значение традиционной проблематики геополитики для уточнения методологии сравнительно-правовых: исследований макро- и микроуровней.

Тема 2. История развития сравнительного правоведения

История зарождения и развития сравнительного правоведения в научных школах Германии (историко-философское направление), Франции (компаративистская школа), России, Великобритании и США. Современное состояние сравнительно-правовых исследований: их основные уровни и виды. Теория сравнительного правоведения, спор о предмете сравнительного правоведения. Объект исследования и уровни сравнения. Макро- и микроуровни исследований.

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем

Определение критериев для разделения правовых систем по группам. Понятие правовой системы и правовой семьи. Западная традиция права и западные правовые системы. Континентальное европейское право, англоамериканское (англосаксонское) общее право, смешанное право (гибрид континентального и общего). Романо-германская правовая семья и семья общего права в концепции Г. Давира. Квазизападное право и российская правовая традиция. Социальное право и право постсоциалистического пространства. «Незападные» правовые системы: юго-восточное азиатское право; африканское обычное право. Обычно-традиционная правовая семья. Религиозные правовые системы: мусульманское (исламское) право; еврейское (иудейское) право; каноническое (церковное) право; католические церкви; индусское право.

Правовые системы африканских государств (Кения, Руанда, ЮАР). Государственной устройство Кении. Конституция Кении 1963 г. Органы государственной власти. Смешанная правовая система Кении. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс. Государственной устройство Руанды. Конституция Руанды 1995 г. Смешанный характер правовой системы Руанды. Источники гражданского права. Торговый кодекс Руанды. Уголовный кодекс Руанды 1978 г. Государственной устройство Южно-африканской республики. Государственное устройство. Конституция 1996 г. Смешанная правовая система ЮАР. Частное право ЮАР. Уголовное право и процесс.

Правовые системы стран мусульманского мира (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран).

Правовая система Саудовской Аравии. Государственной устройство. Органы государственной власти Саудовской Аравии. Саудовская Аравия как родина ислама и мусульманского права. История зарождения и становления мусульманского права. Источники мусульманского права: Коран, сунна, иджма, кияс. Законодательство западного образца. Развитие гражданского права на основе мусульманского права. Уголовное право и процесс в Саудовской Аравии. Правовая система Пакистана. Государственное устройство. Конституция Пакистана 1973 г. Органы государственной власти. Смешанный характер правовой системы Пакистана. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс. Государственной устройство Ирана. Конституция Ирана 1979 г. Органы государственной власти. Политический и духовный лидер Ирана. Смешанный характер правовой системы Ирана. Смешанный характер гражданского права. Уголовное право и процесс.

Особенности правовой системы Китая. Общая характеристика государственного устройства. Конституция 1982 г. Органы государственной власти. Правовой статус Гонконга (Сянгана). Смешанный характер правовой системы Китая. Гражданское и смежные с ним отрасли права в Китае. Общие положения гражданского права. Закон о труде КНР 1984 г. Уголовное право Китая.

Оценки иерархии основных источников права в различных правовых семьях и системах западного права. Нормативные и ненормативные источники. Судебный прецедент в англо-американском праве. Основные доктрины и концепции англо-американского и континентального европейского права. Система судебного мышления. Система толкования норм права.

Тема 4. Романо-германская правовая семья

История формирования романо-германской правовой семьи. «Папская революция». Возрождение идеи права в XII - XIII вв. Престиж римского права. «Общее» право континентальной Европы. Школа естественного права (XVII - XVIII вв.), итоги ее деятельности: модели конституции, административной практики, уголовного права. Судьба обычаев и их эволюция. Кодификация, становление юридического позитивизма. Источники права.

Общая характеристика современного состояния романо-германской правовой семьи в сопоставлении с семьей общего права. Тенденции развития. Толкование права: континентальные традиции. Стиль законов. Судебная организация и процесс.

Каноническое (церковное) право. Правовая система Ватикана. Город-государство как центр римско-католической церкви. Государственное устройство. Конституционный акты Ватикана. Органы власти.

Правовые системы стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика). Правовая система Бразилии, Аргентины как разновидности латиноамериканской группы романо-германской правовой семьи. Правовая система Мексики. Романо-германской тип правовой семьи в Мексике.

Особенности правовой системы Израиля. Влияние иудейского права на правовую системы Израиля.

Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)

История права в Британии и ее периодизация. Общее право и право «справедливости» - проявление особой англо-американской линии в западной правовой традиции. Особенности правопонимания британских юристов и специфики толкования права. Правовая система Великобритании. Правовая система Шотландии, Англии, Уэльса. Государственное устройство. Конституционные акты Великобритании. Гражданское право и уголовное право.

Особенности американской правовой системы. Доктрины «верховенства парламента» и «господства права». Реформы британской судебной системы. Современные структура и источники права. Особенности правовой системы США и её штатов.

Характеристика правовой системы Австралии. Государственное устройство. Конституция Австралии 1900 г. Особенности построения государственных органов власти. Австралийская правовая система как часть англосаксонской правовой семьи. Гражданское право. Уголовное право.

Характеристика правовой системы Индии. Государственное устройство Индии. Конституция Индии 1950 г. Органы государственной власти. Особенности правовой системы Индии. Индусское право и индусская система права. Влияние мусульманского права на индусское право. Индийское право. Источники индийского права. Гражданские и смежные с ним отрасли. Уголовное право и процесс в Индии.

Тема 6. Религиозные правовые семьи

Мусульманская правовая семья. Особенности мусульманского права. Основные источники мусульманского права. Ведущие отрасли мусульманского права. Современное мусульманское право.

Иудейское право: понятие, особенности и основные этапы развития. Основные источники иудейского права и их применение на практике.

Индусское право. Особенности классического индусского права. Современное индусское право.

Тема 7. Восточное право и африканское право

Правовые системы стран Дальнего Востока. Общая характеристика дальневосточного права. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. Дальневосточная концепция права. Правовая система Китайской Народной Республики.

Африканская правовая семья. Формирование африканской правовой семьи. Традиционное африканское обычное право. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право. Современные правовые системы африканских стран.

Тема 8. Российская правовая система

История развития российской правовой системы: формирование и особенности. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы РСФСР. Правовая система Российской Федерации и романо-германская правовая семья. Источники российского права. Конституция Российской Федерации 1993 г. Тенденции развития современного российского права.

Русская правовая традиция и современное состояние правовой системы России. Проблема самопознания. Сущность и история российской правовой традиции. Раскол церквей на западную и восточную христианские церкви как важный пункт для российской правовой традиций.

Периодизация развития российской правовой системы. Основные доктрины российской правовой системы. Соотношение российской правовой системы с правовыми системами постсоциалистического пространства.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема. Понятие сравнительного правоведения

Семинарское занятие (2 часа). Форма интерактивного семинарского занятия – диспут по следующим вопросам:

  1.  Роль и значение сравнительного правоведения в системе подготовки магистров;
  2.  Методы и методология сравнительного правоведения, проблемы межсистемного сравнения различных правовых семей.
  3.  Роль и место сравнительного правоведения в трактовке и понимании структуры права.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): / Учебник / Отв. ред. В.А. Туманов, М.: Юристъ, 2009.