Евангельские сюжеты в древнерусской иконе и светской живописи | MegaDOCs

Евангельские сюжеты в древнерусской иконе и светской живописи

Евангельские сюжеты в древнерусской иконе и светской живописи.

Новый Завет

Вторая часть Библии называется Новый Завет. Это собрание из 27 книг, куда входят:

4 Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Новый Завет был написан уже в новое время – время так называемой НАШЕЙ ЭРЫ (Ветхий Завет писался до нашей эры). Наша эра открывается евангельскими текстами Нового Завета, рассказывающими о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа. В русской традиции эти книги дошли до нас в греческом переводе Библии – септуагинте. Новый Завет Библии наиболее важен для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает (не признаёт).

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, а также Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:

Исторические

Евангелия (Благая весть)

от Матфея

от Марка

от Луки

от Иоанна

Деяния Апостольские Луки

Учительные

Послание Иакова

Послания Петра

1-е

2-е

Послания Иоанна

1-е

2-е

3-е

Послание Иуды

Послания Павла

к Римлянам

к Коринфянам

1-е

2-е

к Галатам

к Ефесянам

к Филиппийцам

к Колоссянам

к Фессалоникийцам

1-е

2-е

к Тимофею

1-е

2-е

к Титу

к Филимону

к Евреям

пророческие

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Евангелие

Первые четыре книги Нового Завета Библии – Евангелие. Слово Евангелие переводится с греческого языка как «благая весть» (весть, несущая благо – доброе начало для людей). Это весть (= известие) о рождении Иисуса Христа – Спасителя мира, мессии (переводится как Спаситель). События Нового Завета открывают новую эру, новое летоисчисление (нашу эру).

Евангелия, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, написаны четырьмя евангелистами – Матфеем, Лукой, Иоанном и Марком.

Матфей – автор первого Евангелия (его второе имя – Левия). До того, как стал апостолом – учеником Христа (их было 12), Матфей был мытарем – собирал дань, налоги. После смерти Иисуса он проповедовал христианство и мученически погиб в Эфиопии (Его символический знак – человек).

Марк - автор второго Евангелия, которое написано со слов и под руководством апостола Петра. Он был свидетелем только последних дней жизни Иисуса. Погиб мученически в Александрии (его знак – лев).

Лука – автор третьего Евангелия. Врач, живописец, написавший первое изображение Богородицы. Был одним из учеников Христа. Погиб мученически (его знак – телец).

Иоанн (Богослов) – автор четвертого Евангелия. Любимый ученик Христа. Был с ним в самые важные минуты его жизни. Автор Откровения от Иоанна Богослова, Апокалипсиса (конца, гибели мира) (его знак – орел).

Изображения евангелистов в церкви находятся на Царских Вратах – это вход в алтарь, символизирующий Небесный Иерусалим.

Евангельские события нашли отражение в так называемом праздничном, или сюжетном, цикле русской иконы. Эти события стали прецедентными ситуациями христианской культуры.

Евангельские события и их отражение в праздничном, или сюжетном, цикле русской иконы

Эти события стали прецедентными ситуациями христианской культуры. Обратимся к ним и посмотрим, как они отражаются в иконе и светской живописи (русской и европейской).

Благовещение

(благая весть, хорошее известие). В основе иконографии лежат события, описанные в Евангелии от Луки. Благовещение произошло в Назарете, где жили Дева Мария и ее муж восьмидесятилетний старец Иосиф. Марии явился архангел Гавриил (один из главных ангелов) и сказал ей, что она станет матерью Бога после того, как Святой Дух снизойдет на нее. Мария проявляет покорность воле Божией в словах: «Да будет мне по слову твоему» (то есть «как сказал Бог, так и будет»). Ее поза, склоненная голова тоже выражают смирение и покорность. В верхнем сегменте (полукруге) иконы изображен Бог-Отец, от которого нисходит на Марию Святой Дух в виде огненного луча. В руках у Девы Марии – пряжа (нитки) красного цвета, символизирующие в русской фольклорной традиции скорбную, печальную судьбу, жизненную дорогу, путь.

Евангелие от Луки: «…послан был Архангел Гавриил от Бога в город Галилейский, Называемый Назарет, к Деве, обручённой с мужем, именем Иосиф, который был из рода Давидова. Имя же Деве – Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с тобой! Благословенна ты между женами! Она же, увидев его, смутилась…И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнёшь во чреве и родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус (Сын Божий). Он будет велик и назовётся сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, и будет царствовать он над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца.

Мария же сказала ему: «Как произойдет это, если я мужа не знаю? Ангел же сказал ей в ответ: «Дух Святой низойдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя, поэтому и родится святое, которое назовут Сын Божий».Тогда Мария сказала: «Я раба Господа, да будет мне по слову твоему».

2000254594225 Благовещение с пряжей

Благовещение Устюжское, 12 век, Новгород, Юрьевский храм, ГТГ

Леонардо да Винчи

(итальянский художник эпохи Возрождения – ренессанса)

Картина Благовещение. 1472-75

Это ранняя картина Леонардо да Винчи (чувствуется влияние его учителя Вероккио, хотя она самостоятельна и проявляет будущий стиль мастера). Архангел осторожно и с благоговением (уважением) приближается к Марии. Образ Богоматери одухотворён. Крылья архангела точно имитируют крылья настоящей птицы (так Леонардо да Винчи проявлял свои научные познания во всех сферах). Платье Девы написано светотенью - способом, изобретенным Леонардо для изображения тяжелых складок. Цветочный ковёр под ногами ангела свидетельствует о будущем зарождении новой жизни, в том числе – духовной. Изображение этой сцены на фоне пейзажа в знак ее достоверности – художественный приём Леонардо да Винчи. Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему значение фона, усиливающего смысл изображаемых событий.

Фра Анджелико, 1430-1432 г. Рим.

"Благовещение"

Архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью. Он с почтением склоняется перед Марией, сложив руки на груди, а она, сидя со скрещенными руками, тоже отвечает ему поклоном и смиренно принимает благую весть.

Слева в саду - Адам и Ева. Левая и правая части картины показывают противоположные действия: Адам и Ева, изгнанные из рая, вот-вот покинут пространство картины, в то время как на другой стороне, в залитом солнцем пространстве, Марии является ангел. Картина рассказывает две истории сразу: "Благовещение" и "Изгнание Адама и Евы из рая" (Ветхий Завет). Соединение этих историй означает встречу Ветхого и Нового заветов в этой сценепервородный грех будет искуплен, и сцена Благовещения – начало этого искупления. Ангел в розовом, несущий волю Бога (скорее всего, в сцене с Адамом и Евой тоже явлен архангел Гавриил), объединяет эти два события. Контрастность одеяний ангела и первых грешников подчеркивает нарушение человеком предвечной гармонии, предписанной Богом и объединяющей Бога и человека, человека с другими людьми, человека и весь окружающий мир ( изначально предписанную Богом гармонию, еще не нарушенную ветхозаветным человеком или уже достигнутую новозаветным человеком, мы видим в иконе Андрея Рублева «Троица»).

Не разрушенную грехом гармонию мы видим между Марией и ангелом – одинаковы розовые оттенки их одежд, золотистый оттенок волос, склонённые в почтении позы и жесты. Они находятся в согласии и полностью понимают друг друга. Уста ангела сомкнуты, его внутреннюю речь (молчание) Мария понимает сердцем. Сердцем принимается и сама вера в Бога.

Плащ Марии и потолок над ней одинакового темно-синего цвета.Это не просто потолок: он скругляется кверху и образует темно-синий свод. Свод усеян золотыми звездами и символизирует небо, Небесный Иерусалим, куда входит Богородица БЛАГОДАРЯ ЕЕ МИССИИ – РОЖДЕНИЮ Сына Бога (отсюда выражение "небесный свод").

Кончики крыльев и правая нога ангела остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел - существо небесное, и на землю является только для передачи воли Бога. Слово Божие символизировано лучом, пронизывающим пространство. Этот же луч – символ Святого Духа, благодаря которому и зарождается у Девы Марии Богомладенец.

Евангельское событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века - того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть "расстановку сил" в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.

В луче света над Марией мы видим голубя. Так изображается Дух Святой – как в виде луча, так и в виде голубя. Голубь показывает, что весть, принесенная архангелом Гавриилом, идет от Бога.

Присутствие самого Бога в картине подчеркнуто дважды. В круглом рельефе между арками мы видим его лик, чуть повернутый в сторону архангела. А в левой верхней части картины можно разглядеть его благословляющие руки в сияющем небесном круге.

В изображении Девы Марии есть еще одна деталь – книга. Показывая Марию с книгой, художник напоминает нам, что в Библии (в Ветхом Завете) пророк Исаия предсказал рождение Мессии - Спасителя человечества. Для христиан - это младенец Иисус. Книга тем самым символизирует уже реальное, воплощённое в жизнь пророчество Ветхого Завета, его связь с Новым Заветом.

Фра Анджелико старательно воспроизводит архитектуру. Это не случайно. Архитектура вообще символизирует идею построения, создания чего-то нового (идея Божественного домостроительства – замысла мира). Смысл картины проясняется благодаря архитектурным деталям. Двойная арка повторяет очертания буквы М - начальной буквы имени Марии. Сама Мария сравнивается с храмом: ее тело - священное пространство, в котором вырастет младенец Иисус. Мы становимся свидетелями момента, когда эта история начинается. На мраморном полу у ног Марии сливаются цвета неба, солнца и природы - голубой, желтый, зеленый, направлено все это к ней – началу новой жизни

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. 1571(15710929), Милан 1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. А его творчестве соединено возвышенное, духовное начало, присущее Ренессансу, с натурализмом, трагической реалистичностью. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Его направление в живописи получило название «караваджизм». Имел много последователей в живописи, в том числе – Рубенс, Рембрандт. Судьба его была трагичной – буйный нрав привел его к убийству человека, скитаниям в попытке скрыться от правосудия, незадолго до смерти был изуродован во время драки.

Караваджо. Благовещение, 1608-1609, галерея в Нэнси

Рождество Христово (рождение Иисуса Христа).

Евангелие от Луки. Иисус родился в Вифлееме, куда Дева Мария и старец Иосиф пришли из Назарета, потому что царь Иудеи Ирод объявил перепись населения. В центре (в среднике) иконы Богородица изображается на красном фоне в знак ее царственного величия и будущих страданий. Младенец лежит в яслях для скота (= домашних животных). В верхней части иконы Ангелы предупреждают пастухов о рождении мессии и все вместе с волхвами (=предсказателями будущего) приходят поклониться ему. Волхвы обнаруживают место – пещеру в Вифлееме, где происходит таинство Богорождения, по так называемой путеводной звезде (они указывают на неё). Ниже изображается страдающий старец Иосиф, муж Девы Марии, которому трудно понять и принять это таинство, а также служанка Саломея с отсохшей рукой. Она не поверила в чистоту Девы Марии до рождества, в момент рождества и после рождества Сына Бога и у нее отсохла рука, которая потом по вере снова стала здоровой.

Рождество Христово. Андрей Рублев, 1405 год

В более подробной иконографии Рождества Христова изображается сцена избиения младенцев (прецедентная ситуация, фразеологизм) иудейским царём Иродом, который боялся, что рожденный Иисус займет его место. Ирод приказал убить всех мальчиков до двух лет. Здесь же изображается ангел, который предупредил Марию и Иосифа об избиении младенцев и передал им волю Божию – уйти из Иудеи в Египет.

Прецедентная ситуация «избиение младенцев».

Пример употребления: в 2004 году в Северной Осетии, в Беслане, террористы захватили 1-го сентября школу, в результате чего погибло много детей. В газетах появились статьи под названием «Избиение младенцев», посвященные данному событию.

Сандро Боттичелли.

Мистическое Рождество. 1500 год? (Италия). Ренессанс

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в поклоне склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Он сознательно смешивает пёстрые яркие «земные» краски с небесной, золотой. Художник увеличивает фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, ангелы в небе кружат в хороводе. На лентах, обвивающих ветви деревьев, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие.

Итальянская живопись

Караваджо. «Отдых на пути в Египет» (1597).

Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний художника о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.

Сретение (= встреча).

По древним еврейским законам, мальчика в 40 дней приносили в храм для посвящения Богу. Дева Мария и Иосиф принесли Младенца в храм, где происходит сретение, его встреча, со старцем Симеоном. Он прожил 300 лет, ему было пророчество от Бога, что он не умрет, пока не увидит мессию (так как когда-то, еще в Ветхом Завете, Симеон не поверил в рождение Бога на земле). Симеон, беря Младенца Христа на руки, с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Сюжет Сретения трактуется также как встреча Ветхого Завета с Новым Заветом.

Крещение (Богоявление).

Иконография крещения появилась во 2 веке вместе с установлением обряда крещения в воде для всех христиан. В тридцать лет Иисус пришел к своему предшественнику – Иоанну Предтече, или Крестителю, который проповедовал приход Спасителя на землю на реке Иордан. С неба раздался голос Бога: «Се сын мой единственный, да будет с ним мое благоволение». На крестившегося Иисуса снизошел Святой Дух в виде огненного луча. Это одно из явлений Троицы и явление Бога миру (Богоявление).

Крещение. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора г.Владимира. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Около 1408 года.

В России на праздник Крещения ходили в полночь за водой на реку. Многие старались искупаться в проруби (Иордани), чтобы смыть с себя грехи. В деревнях накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, чтобы защитить жилье от нечистой силы, огня, несчастий. Крещенский снег собирали для умывания, лечения. Крещенскую воду хранили, пили ее, окропляли помещения, а снег бросали в колодец, чтобы вода в нем сохранялась.

Борис Кустодиев (1878 – 1927).

Крещение (1921 г.).

Серию картин на тему народных русских праздников создал русский художник конца 19-го – начала 20=-го веков Борис Кустодиев. Он был живописец, график и театральный художник. Живописная манера Кустодиева близка к народным картинкам-лубкам; его полотна яркие, декоративные, многоцветные, на них много деталей, подробностей, и в то же время в них всегда присутствует цельность и стройная композиция. Последние 16 лет своей жизни Кустодиев провел в инвалидном кресле. Тем удивительнее радость жизни и восхищение красотой мира, наполняющие каждую его картину.

На картине показан праздник Крещения. В зимний городской пейзаж вписан поток людей, направляющихся к реке на Крещенское водосвятие. На первом плане возле проруби стоят священники в желтых одеждах. Деревья в инее. Дым из труб. Синие, глубокие зимние тени. Тишина и торжественность момента. Таинственный день, когда вся природная вода освящена. И вновь художник показывает нам красоту старой Руси в своем любимом жанре – картина-праздник

.

Зима. Крещенское водосвятие. Художник Б. Кустодиев, 1921 г. Фрагмент

По древней традиции на Руси в этот день после праздничной литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники. Во льду делали прорубь в форме креста и называли её «Иордань». На фрагменте картины Кустодиева «Крещение» видна именно такая прорубь. Крестный ход к проруби всегда был очень торжественным, красивым и многолюдным. Крестные ходы есть и в наше время, в них можно принять участие. И обычай окунаться в прорубь в крещенские праздники тоже дошел до наших дней. День Богоявления, или Крещения, который проходит 19 января, считается одним из счастливейших дней в году. Считается, что ребенок, которого окрестят в этот день, будет очень счастливым.

В. Васнецов (Крещение)

left0

Крещение князя Владимира 1885-1896

Крещение Руси 1885-1896

Образ Иоанна Крестителя (Предтечи)

В сюжете Крещения и в его иконографии важен образ Иоанна Крестителя – Предтечи, Предтечи Иисуса, предупредившего мир о приходе Спасителя своим рождением, жизнью и пророчествами и крестившего Иисуса в реке Иордан. Иоанн Креститель старше Иисуса Христа всего на полгода. Он вел аскетичную, чистую, праведную жизнь, много лет провёл в пустыне, поэтому его называли Ангелом Пустыни, часто изображали с черными ангельскими крыльями. Он ел только дикий мед и насекомых, проповедовал на Иордане приход Сына Бога на землю.

Интересна икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Голова Крестителя изображается дважды – на его плечах и на блюде. Композиция соответствует евангельскому сюжету, согласно которому жена царя Ирода Иродиада уговорила свою дочь Соломею испросить у Ирода голову Иоанна, за хорошо исполненный перед Иродом танец. Иродиада боялась изобличений (=разоблачений преступлений) Иоанна в свой адрес (она сожительствовала с Иродом при живом муже – его брате) и решила уничтожить его. Изображение головы Иоанна в двух проекциях не означает, что он двуглавый. Это значит, он существует как бы в двух временных и смысловых мирах:

Голова на блюде – символ жертвы Предтечи, прообраз будущей жертвы Христа.

Голова на его плечах – символ его святости, целомудрия, безгрешия («не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф.10.28). Отдав себя в жертву, Иоанн Креститель остается неповрежденным.

Ангел пустыни

Усекновение главы

М. Караваджо

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. 1571(15710929), Милан 1610, Порто-Эрколе)итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. А его творчестве соединено возвышенное, духовное начало, присущее Ренессансу, с натурализмом, трагической реалистичностью. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Его направление в живописи получило название «караваджизм». Имел много последователей в живописи, в том числе – Рубенс, Рембрандт. Судьба его была трагичной – буйный нрав привел его к убийству человека, скитаниям в попытке скрыться от правосудия, незадолго до смерти был изуродован во время драки.

Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Александр Андреевич ИВАНОВ (1806 год – 1856 год).

«Явление Христа народу».

Третьяковская галерея. Копия – Государственный Русский музей

Александр Иванов - крупнейший мастер русского изобразительного искусства первой половины 19-го века, живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени.

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ) Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Работа над картиной затянулась на ДВАДЦАТЬ ЛЕТ. Изначально «Явление Христа народу» художник писал для Храма Христа Спасителя, который строился в это время… картина связана с сюжетом Крещения Иисуса Христа Ионанном Предтечей - Крестителем

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Мф.3:1-6

«Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».Лук.3:16

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Ин.1:29 - 31…И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. Мрк.1:9

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати… Лук.3:23

А. Иванова интересовал не сам библейский сюжет, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Мессии.

Описание картины, отражающее взгляды и намерения самого Иванова, оставил нам Гоголь, писатель, близкий друг художника и свидетель его работы: "Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды; в толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы выхватывая из уст его каждое слово и выражая на лицах различные чувства: на одних уже полная вера, на других еще сомнение, третьи уже колеблются; четвертые понурили головы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали тот самый, во имя которого уже совершилось крещение - и здесь настоящая минута картины".

Почти все персонажи "Явления Христа народу" выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью, простотой. Но в целом центральный образ картины разочаровывает зрителей 19 века: в нем нет той значительности, которая могла бы оправдать грандиозную силу впечатления, произведенного Его появлением перед народом.Более выразителен образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр – композицию картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна торжественные и страстные.

Слева от пророка изображена группа апостолов - будущих учеников Христа. По глубине психологических характеристик эта группа является, быть может, лучшей в картине. Иванов сумел передать юношескую впечатлительность молодого Иоанна, благочестие старого рыбака Андрея... Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры - дряхлый старик и юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними – с багровым (=красным) оттенком воды Иордана (символ человеческого греха, который обеляется крещением. «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю…» (Ис.1:18)).В правой части картины показаны разнообразные типы людей, пришедших слушать проповедь Иоанна. На заднем плане видны еврейские священники; их лица выражают недоверие и злую иронию. Ниже изображены две обнаженные фигуры мужчины и мальчика, они только что вышли из воды и дрожат от холода. Левее их - обнаженная фигура юноши, с большим вниманием обратившегося к приближающемуся Христу, а в центре картины - группа из двух фигур: седой человек с холеным телом, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину.Образ раба является, быть может, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств - радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности; "сквозь привычное страдание впервые появилась отрада", как писал о нем сам Иванов.

Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии Художеств и не произвела сильного впечатления

Художник, вложивший столько сил и эмоций в создание этого полотна, не смог перенести унижения и непонимания. Через шесть недель после своего возвращения на родину из Италии, Иванов заболел холерой и три дня спустя, 3 июля 1858 г., скончался. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей (по тем временам – очень большая сумма денег).

Преображение.

Сцена написана по евангельскому рассказу об этом событии (Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки). Иисус Христос сообщает своим ученикам, что ему нужно идти в Иерусалим, где он будет распят на кресте, а потом воскреснет (=оживет снова) и вознесётся на небеса. Иисус решил поддержать своих учеников, чтобы они поверили, что он сын Бога. Он взял с собой апостолов (=учеников) Петра, Иакова и Иоанна и поднялся вместе с ними на гору Фавор, что также изображается на иконе. Когда он поднялся, его лицо воссияло как солнце, одежды стали белыми, к нему явились пророки Моисей и Илия (справа от Христа), а апостолы в страхе пали на землю. В иконографии Иисус предстоит на горе Фавор в ореоле славы в окружении шестиконечной звезды мессии и золотых лучей.

Этот сюжет использовал М.Булгаков как прецедентный в рассказе «Собачье сердце», где профессор Преображенский хотел преобразить человека, которому пересадил гипофиз собаки. Но вместо идеального человека в повести Булгакова родился дьявол.

Рафаэль Санти

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Картина великого итальянского художника эпохи ренессанса (Возрождения 16 века) Рафаэля Санти «Преображение Христово». В ней сказались противоречия последних лет творчества Рафаэля и его достоинства. Ее завершил после смерти Рафаэля другой художник - Джулио Романо. Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно Преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем и отвечает лучшим традициям эпохи Возрождения (цвет, формы, пластика фигур и наложения красок). Необычно выполнена гора Фавор в виде плоского камня, на котором лежат апостолы, присутствующие при Преображении. Эта часть картины светлая. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, — в живописи появился черный цвет, создается впечатление, что Христос здесь не просто преображается, но возносится, покидает землю, и человек начинает погружаться во тьму. Эта граница цветов также может символизировать границу между природой Бога и природой человека, подчеркивая сакральность Божественной сущности, его тайну, чистоту…

Рафаэль. Преображение Христово. 1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Сандро Боттичелли, итальянский художник эпохи Возрождения (1445-1510)

. Преображение

триптих

1500г, галерея (Pallavicini), Рим, Италия

Воскрешение Лазаря.

Это одно из чудес Иисуса при его земной жизни. Событие описано в Евангелии от Иоанна. В Вифании Христос встретил сестер своего друга Лазаря Марфу и Марию. Они сообщили ему, что Лазарь тяжело болен. Когда Христос пришел в то место, где жил Лазарь, Лазарь уже 4 дня был мертв и похоронен по обычаю в пещере, заваленной камнем. Иисус Христос воскресил (=оживил) Лазаря словами: «Лазарь, выйди!», и Лазарь в пеленах вышел из погребальной пещеры живой. Лазарь прожил после этого еще 30 лет, стал священником на Кипре. Сюжет воскрешения Лазаря усилил веру в божественную природу Иисуса Христа и стал еще одним подтверждением этой природы. Кроме того, этот сюжет трактуют как ПРОобраз воскрешения Иисуса Христа. Как пишет Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11: 53)

Воскрешение Лазаря. Русский музей, Санкт-Петербург. Около 1497 г.

Воскрешение Лазаря. Новгородский музейКонец XV — начало XVI вв.

Воскрешение Лазаря. Византийская икона.

Рембрандт. Воскрешение Лазаря.

Караваджо. Воскрешение Лазаря.

Вход в Иерусалим.

Вскоре после воскрешения Лазаря первосвященники, живущие по законам Ветхого Завета и не желающие верить в Иисуса Христа, его рождение, решают убить Иисуса. Иисус, зная об этом, идет вместе с учениками в Иерусалим, чтобы исполнить волю Отца, ради которой он пришел в мир – пострадать на кресте, принести себя в жертву, чтобы спасти человечество от греха и открыть дорогу в рай, в вечную жизнь, в жизнь после смерти (то, чего лишился человек по вине Адама и Евы).

За Иисусом шла большая толпа народа. Они бросали ему под ноги пальмовые ветки – знак уважения (на Руси – это праздник Вербного Воскресения перед Пасхой, когда все несут домой веточки вербы). Иисус въехал в Иерусалим на осле, что символизировало мир (все цари в мирное время ездили на осле, а не на лошади).

Вход Господень в Иерусалим. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Вход Господень в Иерусалим. Середина XVI в. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви святителя Николы с Усохи в Пскове. Государственный Русский музей

Тайная вечеря.

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос в ночь перед пасхой собрался за столом со своими апостолами. Во время вечери он сказал своим ученикам, что один из них предаст его. Все стали спрашивать: «Не я ли, Господи?». В ответ Иуде Искариоту Иисус сказал: «Что задумал, делай скорее». На иконе Иуда протягивает руку к жертвенной чаше – символу искупительной миссии Иисуса Христа на земле. (Во время Вечери был установлен обряд причащения к телу и плоти Иисуса посредством поедания хлеба – тела его, и вина – крови его).

Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г.

Симон УшаковИкона "Тайная вечеря"1685

Леонардо да ВинчиТайная вечеряThe Last Supper1494 -1498Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

после реставрации

Копия фрески

Фреска (настенная роспись) работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками (Тайной вечери). Создана в 1495—1498 годах в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях Тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий 30 серебряных монет, которые он получил от властей за предательство Иисуса. Он единственный поставил локоть на стол.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус другой рукой указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь Иисуса Христа на кресте (и евхаристию – тело и плоть Иисуса, причащение к ним прихожан в храме после исповеди).

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

(фильм «Код да Винчи»)

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;

позади Иисуса — три окна;

контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева от Иисуса Христа, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит присущее творчеству Леонардо да Винчи золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Тайная Вечеря в русской живописи.

Пожалуй, в русской живописи не было ни одного крупного художника второй половины XIX века (начиная с А. Иванова), которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, при этом трактовка Его образа приобретала историко-философское звучание. В произведениях из жизни Христа художники (в русской живописи сделан акцент на страстной семантике) пытались ответить на многие важные вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости, как это сделал Иисус Христос. Именно в 19 веке готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-демократы.

Николай Ге (1831 – 1894 годы). Николаю Николаевичу Ге, замечательному русскому художнику XIX столетия, принадлежит целый ряд замечательных картин и эскизов на евангельские сюжеты. Это «Возращение с погребения Христа», «Вестники Воскресения», «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом», «Христос перед Анной», «В Гефсиманском саду», «Последняя беседа Христа с учениками», «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад», «Суд Синедриона», «Повинен смерти!» и другие.

Творчество Ге, пронизанное христианской идеей добра и любви, а также бунта, отражающего взгляды эпохи, помогает ощутить образ Спасителя с человеческих позиций, приблизиться к Нему.

Николай Ге. Тайная вечеря

Профессора Академии художеств сначала поздравляли автора с успехом по поводу создания этой картины. Академический совет решил присвоить Ге звание профессора. Но вскоре, разглядев картину повнимательнее, многие из тех, кто с восторгом голосовал за нее, выразили иные мнения.

Иуда прежде всего предатель. Не случайно его имя стало символом предательства. Но 32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе. Картина возвращала зрителей в действительность 1860-х годов - время борьбы демократов с царизмом.

Картина Ге – это серьезное произведение живописи. Небольшая комната, высокий потолок, гладкие стены, каменные плиты пола. Да, это Иерусалим. Кушетка, на ней полулежит Христос, горестно поддерживая голову рукой, опирающуюся на стол. У него в ногах молодой безбородый Иоанн, за спиной – бородатые апостолы. На углу стола седой старик – апостол Петр, за ним несколько темных фигур. Теперь смотрите, что делает художник.Справа, за спиной Петра, он ставит сильный светильник. Он освещает ярким светом с головы до ног Петра, особенно его лицо. Затем освещает белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа, взволнованные лица апостолов. Мы светильника не видим – его загораживает черная фигура Иуды. Лицом Иуда обращен к нам, и его фигура бросает тень. Свет нравственности, правды, мудрости, доброты освещает стол – общую духовную трапезу апостолов. Яркий свет падает на Петра – хранителя и стража рая (ключи от рая у него), освещает Христа и встревоженные лица апостолов, обращенные на Иуду. Они обеспокоены, пришли в смятения от поступка Иуды, закрывшего своим предательством (тенью) светильник разума. У Ге Иуда не сидит с апостолами и Иисусом Христом за трапезным столом, он открыто демонстрирует свой протест своим уходом, получается, что для Ге – это не предательство, а противоречие, протест. Таким образом, Николай Ге оправдывает позицию русских революционеров-демократов.