Бурый медведь. Реферат | MegaDOCs

Бурый медведь. Реферат

                                                         

Содержание

Стр.

1. Происхождение бурого медведя ………………………………………………….3

2. Распространение и зимовка бурого медведя ……………………………….4

3. Особенности внешнего вида ………………………………………………………….5

4. Некоторые особенности поведения бурых медведей ………………….6

5. Приспособленность бурого медведя к таежной среде ………………..7

6. Экологические связи ………………………………………………………………………7

7. Работа с детьми дошкольного возраста………………………………………..10

 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  

«Дикие животные», младшая группа………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………………………………..15

1. Происхождение бурого медведя.

Все млекопитающие отряда хищных ведут своё начало от группы примитивных хищников, известных как миациды (Miacidae) и живших в палеоцене — эоцене, к олигоцену дав начало предкам современных хищных. Собственно медведи относятся к подотряду Caniformia, представители которого, предположительно, произошли от общего собакоподобного предка. Происхождение медведей прослеживается до Cephalogale, зверька размером с енота, жившего в середине олигоцена — начале миоцена (20—30 млн лет назад) в Европе. От него произошёл род Ursavus, хищников размером со среднюю собаку, чьи ископаемые остатки известны из среднемиоценовых отложений Евразии.

Один из ранних видов, Ursavus elmensis, порядка 20 млн лет назад дал начало родам Protursus и Pilonarctus, от которых соответственно произошли настоящие медведи (Ursus) и представители подсемейства Tremarctinae. К последнему помимо современного очкового медведя относились вымершие роды: флоридский пещерный медведь (Tremarctos floridanus) и североамериканские короткомордые медведи (род Arctodus). Виды  Arctodus simus и Arctodus pristinus считаются самыми крупными среди медведей. Наибольшее число родов и видов медведей существовало в плиоцене в Евразии и Северной Америке. Первый настоящий медведь, Ursus minimus, появился примерно 5—6 млн лет назад; это млекопитающее, размером примерно с малайского медведя, известно в ископаемом виде на территории Франции. Около 2,5 млн лет назад появился более крупный этрусский медведь, Ursus etruscus, в ископаемом виде известный не только в Европе, но и в Китае. От него, предположительно, произошли «чёрные медведи» — барибал и гималайский медведь.

Более крупные формы Ursus etruscus, жившие ок. 1,5 млн лет назад, дали начало современному бурому и белому медведям, а также пещерным медведям, известным с плестоцена: Ursus savini (ок. 1 млн лет назад), Ursus deningeri (700 тыс. лет назад) и пещерному медведю Ursus spelaeus (300 тыс. лет назад). В антропогене многие медвежьи (6—7 родов) вымерли.

2. Распространение и зимовка бурого медведя.

Некогда бурый медведь был обычен по всей Европе, включая Англию и Ирландию, на юге его ареал достигал северо-запада Африки (горы Атласа), а на востоке через Сибирь и Китай доходил до Японии. В Северную Америку он, вероятно, попал около 40 000 лет назад из Азии, через Берингов перешеек, и широко расселился в западной части континента от Аляски и до севера Мексики.

Сейчас бурый медведь истреблён на большой части прежнего ареала; в остальных областях малочислен. В Западной Европе его разобщённые популяции сохранились на Пиринеях, Альпах и Апеннинах. Довольно распространён в Скандинавии и Финляндии, иногда встречается в лесах Центральной Европе и в Карпатах. В Финляндии объявлен национальным животным.

В Азии он распространён от Передней Азии, Палестины, северного Ирака и Ирана до севера Китая и Корейского полуострава. В Японии встречается на острове Хоккайдо. В Северной Америке известен под названием «гризли» (раньше североамериканского бурого медведя выделяли в отдельный вид); он многочислен на Аляске, на западе Канады, имеются ограниченные популяции на северо-западе США.

Ареал бурого медведя в России занимает почти всю лесную зону, за исключением её южных районов. Северная граница ареала совпадает с южной границей тундры.

Бурый медведь залегает в берлогу до того, как придет холодная суровая зима.Имеется мнение, что медведь «нелюдим» и поэтому предпочитает для зимовки подбирать труднодоступные места, на сегодняшний день в связи с работой лесозаготовительной техники и других современных средств, медведи привыкают к цивилизации и нередко ищут место для зимовки неподалеку от а/м дорог и деревень. Место для берлоги медведь может искать как в одиночку так и группами, проходя за день по 20-30км, преодолевая незамерзшие речки, буреломы, подъискивая подходящее место. Сооружая гнездо из большого количества веток и вершин, медведь прикрывается большим количеством веток. Вблизи берлоги медведь долго бродит подыскивая самое подходящее место, запутывая следы. Устраивается медведь в берлогу тщательно, первые 5-10 дней не спит, а чутко дремлет.Приходилось видеть вырытые в косогорах крупных деревьев глубокие, обширные берлоги, выложенные всякой растительностью, там тепло и сухо. Более опытные медведи, покидая такую берлогу, прикрывают ее ломаными деревьями, ветками, корягами маскируя ее. Когда зима лютует, медведь спокойно спит, в тепле и сухости, но это не спячка, а просто крепкий, продолжительные сон. В спячку впадают такие животные как суслики, ежи, летучие мыши и др., несмотря на то, что жизнедеятельность их продолжается, этого почти незаметно. Температура их тела резко падает, они коченеют.Медведь в течении всего сна поддерживает нормальную температуру тела, дыхание и ритм сердца немного замедляются, за это время он теряет от 60 – 100 кг жира.В берлоге медведь проводит 5 месяцев и покидает ее во второй половине марта или в апреле.

3. Особенности внешнего вида.

Бурый медведь образует несколько подвидов (географических рас), отличающихся размерами и окраской. Самые мелкие особи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке — они весят 500 и более кг; попадались гиганты весом 700—1000 кг. Максимальный зафиксированный вес самца камчатского медведя составлял 600 кг, средний — 350—450 кг. Есть сведения о том, что в осенний период вес особо крупных камчатских особей превышает 700 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк  для Берлинского  зоопарка, весил 1134 кг. Длина европейского бурого медведя обычно 1,2—2 м при высоте в холке около 1 м и массе от 300 до 400 кг; гризли заметно крупнее — некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста 2,8—3 м; медведи, живущие в средней полосе России, весят 400—600 кг. Взрослые самцы в среднем в 1,6 раза крупнее самок.

Облик бурого медведя типичен для представителя семейства медвежьих. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65—210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная.

Окраска бурого медведя очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного. Самой обычной является бурая форма. У гризли Скалистых гор волосы на спине могут быть белыми на концах, создавая впечатление серого или седого оттенка шерсти. Целиком седовато-белый окрас встречается у бурых медведей в Гималаях, а бледный рыжевато-бурый — в Сирии. У медвежат на шее и груди бывают светлые отметины, которые с возрастом пропадают.

Линька у бурых медведей происходит один раз в год — начинается весной и до осени, но часто её подразделяют на весеннюю и осеннюю. Весенняя длится долго и наиболее интенсивно идёт в период гона. Осенняя линька идёт медленно и незаметно, кончаясь к периоду залегания в берлогу.

4. Некоторые особенности поведения бурых медведей.

Настойчивость и раздражительность.

Прежде всего, нельзя не отметить чрезвычайную настойчивость, с которой все медведи добиваются осуществления своих планов, касающихся добывания не только насущного пропитания, но и простого лакомства. Например, в местах, где растут дикие яблоки, медведь не только собирает с земли плоды, но и добывает их на дереве. Если же дерево слишком тонкое, ветки ломаются, а яблоки осыпаются на землю. Медведь проводит аналогию, а потом уже не пытается влезть на тонкие деревья, а просто трясет их, чтобы яблоки падали. Охотники, хоть однажды караулившие медведя неподалеку от фруктовых деревьев, хорошо знают характерный шум от сотрясания зверем полного плодов дерева.

Именно такая упрямая настойчивость медведя часто порождает при неудаче в достижении намеченных планов вспыльчивость и раздражительность зверя. Такие свойства медвежьего характера отчасти вынудили людей преувеличивать опасность случайной встречи с медведем. Известно немало случаев, когда летом медведь, встретив в лесу людей, например, собирающих грибы или ягоды женщин, внезапно раздражается, делает порывистое движение вперед, однако боится приблизиться. Он раздражительно фыркает, смотрит исподлобья, но вдруг успокаивается и медленно с заметной опаской удаляется. Такие внезапные переходы от совершенно спокойного состояния к вспышке гнева нередки и в отношениях медведей друг с другом.

«Медвежья болезнь»

Наряду с раздражительностью и вспыльчивостью у медведей отмечается и противоположное свойство их характера – чрезвычайная отходчивость.

5. Приспособленность бурого медведя к таежной среде.

Покровительственная окраска (цвет бурый), т.к. она менее заметна среди густых зарослей, и он любитель ночных туманов и сумерек. Такая окраска служит ему маскировкой.

Широкие лапы облегчают передвижение по снегу, и позволяют зверю безболезненно ходить по каменистой почве.

Подкожный жир. Зима несет с собой холода, с приходом которых становится все сложнее добывать пищу, поэтому его спасает толстый слой жира, который медведь успевает накопить за лето.

Бурые медведи впадают в спячку т.к. являются хищниками и всеядны, они едят все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи со значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку.

Медведь всеяден. Медвежья челюсть – типичная челюсть всеядного животного: резцы маленькие, зато клыки впечатляют своей величиной, коренные зубы с плоскими широкими коронками. Он с удовольствием лакомится как сладкими ягодами, медом и фруктами, так и насекомыми и их личинками.

6. Экологические связи.

Во всех экосистемах, где присутствует бурый медведь, он играет большую роль и существенно влияет на их функционирование. Благодаря своей всеядности, медведь включается в пищевые цепи разных уровней, являясь консументом разных порядков.

Несмотря на то, что в его рационе преобладают корма растительного происхождения, бурый медведь является самым крупным наземным хищником на Дальнем Востоке. Этот зверь способен добывать практически все виды млекопитающих: от мышевидных грызунов до тигра. Тем не менее, наибольшее значение в питании медведя среди зверей имеют копытные (изюбрь, косуля, лось, северный олень и др.). Медведь может существенно влиять на смертность молодняка копытных животных в их первые месяцы жизни. Бурый медведь характерен в роли падальщика и является одним из главных утилизаторов павших животных. Используя остатки жертв других хищников после ухода с них хозяев зверь выступает в экосистемах в роли комменсала. Кроме того, на Дальнем Востоке медведь утилизирует остатки после других хищников, таких как волк, рысь, леопард, харза.

На севере региона и Сахалине, а особенно на полуострове Камчатка важнейшую роль в питании медведя играют тихоокеанские лососи. Медведи нагуливают жир, интенсивно поедая рыбу, как живую не отнерестившуюся, так и уже мертвую. В первом случае хищник регулирует количество рыбы, доходящей до нерестилищ, во втором – является «чистильщиком», освобождающим водоемы от разлагающихся трупов. Поедая рыбу, бурый медведь выполняет важную функцию переноса веществ с моря на сушу, являясь уникальным связующим звеном между наземной и водной экосистемами. Бурый медведь в экосистемах региона вступает в конкурентные отношения с разными группами животных.

Бурый медведь способен служить «линзой», через которую можно сфокусировать внимание на факторах, угрожающих природным системам региона. При принятии бурого медведя в качестве вида-индикатора и опираясь на него, следует заострить внимание на таких приоритетных вопросах, как сохранение биоразнообразия экосистем, развитие охраняемых территорий, управление охотничьим хозяйством, борьба с браконьерством, экономическое значение биоресурсов, влияние промышленности на экологическую ситуацию региона, допустимые лимиты лососевого промысла.

Использование бурого медведя как модельного вида позволяет создать единый механизм для оценки антропогенного воздействия на экосистемные процессы, разработать программу мониторинга для отслеживания изменений в экосистемах, и создать конкретный механизм оценки успеха природоохранных программ. Бурый медведь должен играть ключевую роль, как индикатор состояния охраняемых территорий и взаимодействия между водной и наземной экосистемами. Устранение угроз для популяций медведей может помочь в создании интегрированного подхода к регулированию, исследованию и охране биоразнообразия во всем регионе. Данный подход может оказаться мощным инструментом для планирования и проведения природоохранных мероприятий на Дальнем Востоке и в других регионах России.

Значение для человека.

Практическое значение представителей семейства невелико. Мясо многих медведей съедобно; шкура идёт на ковры. Жир и желчь медведей используют в медицине, в том числе в традиционной китайской и японской, для лечения заболеваний печени  и желчных путей, почек, сильных ожогов. В некоторых случаях медведи могут вредить сельскохозяйственным культурам (чаще всего овсу, маниоку), пчеловодству. Медведи — излюбленные объекты содержания в зоопарках и дрессировки, в том числе цирковой (медведя можно научить ездить на велосипеде), однако в природе они часто нападают на людей. Численность и ареалы всех видов медведей в 20 в. резко сократились, что потребовало введения ограничений отстрела и охраны. В списки Международной Красной книги занесены: большая панда как вымирающий вид (Endangered), гималайский, очковый, белый медведи и губач  — как уязвимые виды (Vulnerable). Медведь — значимый фактор русской культуры, фигурирует во многих литературных произведениях, народных сказках, былинах, иногда — в качестве одного из главных героев. Фигурирует в русских пословицах и поговорках. В геральдике медведь за то, что он предвидит погоду, умеет вовремя скрыться в берлогу, где готовит себе логовище, считается символом предусмотрительности и почитается проходящим, если идёт, и поднявшимся, когда стоит на задних лапах.

Негативное влияние.

На рост агрессивности медведей оказывает влияние как человеческий фактор (рубка лесов, пожары), так и природный ( неурожайный год, изменение климата, брачный период).

Всего на земном шаре теперь живут не более 150 000 бурых медведей. В тех странах, где медведь истреблен полностью, серьезно намереваются завести его для размножения. Где он редок, его строго охраняют. В Сибири и на Дальнем Востоке, охота на медведей не только не запрещена, но и поощряется. И для этого есть основания, потому что большое количество медведей доставляют много хлопот: уничтожают кабанов, лосей и грабят охотников.

Бурый медведь уничтожает посевы(особенно овес), может разорять пасеки и, при недостатке естественных кормов, нападает на домашний скот.

С целью безопасности для людей следует уничтожать только бурых медведей шатунов и медведей с более агрессивными генами. А вблизи поселка следует ликвидировать все несанкционированные свалки.

Работа с детьми дошкольного возраста.

Работа по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы

Возраст группы

Тема занятий

Функциональная роль

Младшая группа

Дикие животные

Формируются первичные представления о медведях(внешний вид), их образы жизни в осенний, зимний периоды.

Средняя группа

Как бурые медведи готовятся к зиме

Продолжение знакомства с медведем и его средой обитания, учат устанавливать простейшие связи между живой и не живой природой, как он приспосабливается к зиме.

Старшая группа

Зимой в лесу

Продолжается формирования представлений об образе жизни медведя, его повадках, чем питается, его способы защиты от врагов.

Дошкольный возраст

Почему белые медведи не живут в лесу

Сравнение белого и бурого медведя.

Даются новые сведения о разновидности животного(белый медведь) его характерных особенностях, среде обитания, образе жизни, почему он белый.

Уточняются и расширяются представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях их приспособленности к ним. Проводится в форме игры соревнования.

  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  

«Дикие животные»,

                                                         младшая группа

Время проведения 12-15 минут

Цели:

расширить представления детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, месте обитания

обогащение и активизация словаря по теме (дикие животные, бурый, пушистый, быстрый)

формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к ним

закреплять навыки представления (длинный, короткий, повыше пониже, больше, меньше)

учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте

развивать память, воображение, логическое мышление, речь

Оборудование:

Демонстрационные картинки с изображением диких животных  (лиса, заяц, медведь)

Плюшевый медведь

Силуэты диких животных

Цветные карандаши

Ход занятия:

В группу внести игрушку медведя, у него конверт с картинками животных. Предложить медведю посидеть на занятии и послушать, как дети занимаются. В конверте загадки про каждого животного. Прочитать загадку и, как только дети отгадают, предложить им найти картинку с изображением нужного животного.

Загадка №1.

Кто в берлогу спать ложится - волк, медведь или лисица?

                                                                                        (Медведь).

После того, как дети отгадали загадку и выбрали картинку с изображением бурого медведя, воспитатель показывает эту картинку.

- Расскажите, какой медведь? (Большой, сильный, косолапый, бурый).

- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).

- Покажите, как ходит медведь. (Дети изображают, как ходит медведь).

Загадка №2.

Серый и пушистый, в лесу живет,

 скачет - прыг-скок (Заяц)

Дети отгадывают загадку, выбирают картинку с изображением серого зайца,  воспитатель показывает ее.

- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).

- Изобразите, как зайчик прыгает? (Дети прыгают).

- А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой с помощью рук изображают ушки).

- Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту).

- Чем похожи медведь и заяц? ( У  них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).

- Чем отличаются медведь и заяц?

Медведь Заяц

Кушает малину, мед, рыбу Маленький

Спит зимой Кушает кору деревьев, морковь, капусту

Умеет лазать по деревьям Не спит зимой, не умеет лазать по деревьям

Загадка №3.

Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

               (Лиса)

 Воспитатель спрашивает детей:

-- Где живет лиса?

-- Под кустом, в норе.

Загадка №4.

Ты не знаешь,

 Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный?

     (Волк)

В лесу на дереве дупло,

Там хлопотунья белка

Устроила хороший дом

Своим малюткам деткам.

-- Расскажите, дети, где живёт хлопотунья белка, где её дом?

Дети показывают, поднимают руки вверх – белка живёт высоко на дереве.

Предложить детям посмотреть на картинки животных и сказать: «Какие это животные? Назвать их. Почему они называются дикими? (Потому что живут в лесу, сами добывают себе корм).

Рассмотреть медведя. Это медведь. Он большой, бурый, у него небольшие уши, он весь покрыт шерстью. Рассмотреть зайца, лису, волка. Кто же самый большой из всех животных на картинках? Кто поменьше? Кто самый маленький? Медведь – самый большой. Волк поменьше, чем медведь. Волк серого цвета, злой. Лиса размером меньше волка, рыжего цвета, у нее большой, пушистый хвост. Она очень хитрая. Заяц самый маленький из всех животных, зимой он белым цветом, а летом серый.

Вот мы и познакомились с дикими животными.

Медведь Волк Лиса Заяц Белка

Большой Поменьше Меньше волка Меньше лисы Меньше

Медведя зайца

Бурого цвеца Серый, злой Рыжая с длинным Серый – летом Рыжая с

пушистым хвостом Белый – зимой длинным

пушистым

хвостом

Воспитатель раздает детям вырезанные силуэты диких животных: медведя, волка, лисы, зайца. Она спрашивает: «У кого какой зверь?». Раздает цветные карандаши и уточняет, кто каким разукрашивает цветом.

В конце занятия за хорошую работу поощряет улыбающимся солнышком.

Список литературы:

1. В.С. Пажетнов., Бурый медведь. Изд. «Агропромиздат», 1990.

2. И.В. Травина., Животные России, Детская энциклопедия Росмэн, изд. Росмэн – Пресс, 96 стр. 2012.

3. С.Н. Николаева. Юный эколог. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: «Мозайка-Синтез», 2010.