Вавилонская башня | MegaDOCs

Вавилонская башня

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Вавилонская башня – это постройка, которую, по библейскому преданию (Бытие 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они не могли понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, получил название Вавилон, происходящее, согласно библейской этимологии (Быт 11:9), от еврейского «балал» («смешивать). Этот рассказ представляет собой одну из первых попыток объяснить происхождение различных языков в мире. В некоторых переводах слово «Вавилон» («баб-или») означает «врата Бога».

1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, потомки Адама и Евы нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там

|

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. |

И стали у них кирпичи вместо камней…

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес… |

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. |

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; |

7 Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. |

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. |

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

     Вавилонская башня. Вавилонская башня - одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название является прецедентным именем, которое употребляется в значении 1)‘сумятица’, ‘беспорядок’, а также 2) ‘смешение языков’.

Этот же символический смысл встречаем в картине известного нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня»

1783080153670

Питер Брейгель Старший изобразил не просто высокую башню, но башню «главою до небес», которая выше человеческого разума. Город, гавань, люди кажутся совсем крошечными по сравнению с ней. Эта башня нарушает гармонию – земную и небесную. Но нет гармонии и в самой башне. Питерь Брейгель рисует башню так, что кажется, будто строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: окна и арки башни бесформенные, негармоничные, некрасивые. Чем выше башня, тем заметнее дисгармония (=отсутствие гармонии). А на вершине башни вообще царит хаос (=беспорядок). В трактовке Брейгеля, наказание Бога – смешение языков – было результатом вражды людей друг с другом еще при строительстве башни, задолго до того, как Бог смешал языки. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. Замысел людей вознестись до небес и достигнуть Бога невозможен, так как человек и после Всемирного потопа, после которого на земле остались только праведники – Ной и его семья, снова утрачивает свою нравственность.

Памятник, или "Башня Татлина" - самый Известный российский художник и архитектор стиля конструктивизма начала 20-го века

В. Е. Татлин после революции в России 1917 года создал памятник III Коммунистическому Интернационалу (=Коминтерну). Модель этого памятника была выставлена в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов (на выставке была показана ее маленькая модель, а оригинал башни должен был быть по размерам выше Эйфелевой башни в Париже).

Памятник Третьему Интернационалу Татлина (Башня Татлина)

Эту башню, как мы видим, Татлин создал по образу Вавилонской башни. Башня Татлина символизировала невозможность реализовать идеи международного коммунизма. Пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930 году, была затем утрачена (потеряна). Более поздняя модель "Башни Татлина" была создана в России в 1992-93 годах, в начале перестройки.

Ю. М. Лотман в статье По мнению Ю. М. Лотмана (ученый – филолог, культуролог, основоположник семиотического учения в лингвистике) в статье «СИМВОЛ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» (Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллин, 1992. - С. 191-199) писал о том, что символ может быть выражен и вербально (словом, языком), и визуально (в картине, архитектуре). Символическое значение Вавилонской башни появилось в Библии, затем стало развиваться и интерпретироваться в картине Питера Брейгеля Старшего, а затем – в памятнике Коминтерну Татлина. В. Татлин воссоздал образ Вавилонской башни не по словесному её образу в библейском тексте, а с картины Брейгеля-Старшего. Это можно объяснить тем, что интерпретация революции как восстания против Бога стала распространенной в литературе и культуре первых лет революции. Эта же ассоциация (Башня – восстание против Бога) возникает и в сюжете Библии, и в картине Брейгеля. У Татлина подчёркивается массовый, революционный характер такого бунта в его визуальной модели Башни. У известного советского поэта-авангардиста того же времени уже в словесном тексте (поэме "Мистерия-буфф") подчёркивается та же идея – массовость революционного бунта, восстания в России (события на Украине также символически напоминают образ Вавилонской башни - люди, говорящие на одном языке, начинают общаться на разных языках политики).

Таким образом, устанавливается цепочка: библейский текст - картины Брейгеля - памятник III Интернационала Татлина – «Мистерия-Буфф» В. Маяковского. Таким образом, согласно мнению Ю.М. Лотмана, символ выступает как механизм развития коллективной памяти.

Задание: Объясните, что изображено на этой картине и объясните смысл данного изображения.

Сказание о Вавилонской башне и расселении народов – последняя библейская легенда, посвящённая всеобщей истории человечества. 11 глава книги «Бытие» заканчивается родословием потомков Сима, одного из сыновей Ноя, в дальнейшем в Библии рассказывается о патриархах (праотцах) Аврааме, Исааке, Иакове - родоначальниках еврейского народа.

Ветхозаветная история рассматривается как подготовка к событиям, описанным потом в Новом Завете, поэтому патриархов почитали (уважали) прежде всего как предков Иисуса Христа. Евангелие от Матфея начинается с «родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова»: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его».