Всемирный потоп | MegaDOCs

Всемирный потоп

Всемирный потоп

(Ноев ковчег)

Согласно библейскому тексту, причиной Всемирного потопа стала греховность людей, оказавшихся за пределами Эдема по вине Адама и Евы. Постепенно они утратили добродетели и превратились в грешников.

Всемирный потоп, описанный в книге «Бытие» пророком Моисеем, был послан Богом и стал наказанием потомкам Адама и Евы за их грехи (зависть, злоба, ненависть, убийства, жадность и др.). Но нашёлся на земле человек по имени Ной, который был праведником (безгрешным) и за это был спасён Богом от всемирного потопа вместе со всей его семьёй и стал продолжателем человеческого рода.

Ной переводится как успокаивающий, умиротворяющий. Это последний из допотопных (= живших до всемирного потопа) патриархов (=старейшина рода), происходящий по прямой линии от Адама и Евы (сын Ламеха, внук Мафусаила).

Ради спасения Ноя и его семьи (жены и трех сыновей со своими семьями), Бог приказал Ною построить огромный прочный корабль из дерева (здесь: ковчег). Этот корабль стал называться Ноев ковчег. Когда время пришло, Бог велел Ною запасти побольше еды и взять с собой на корабль всю свою семью и по паре самых разных зверей и птиц (а некоторых – по семь пар для жертвоприношений).

Начался дождь, который шёл 40 дней и ночей, пока вода не затопила даже самые высокие горы. Ной выпустил из ковчега ворона, который вскоре вернулся обратно. Это означало, что суши нет и всё живое погибло. Далее через семь дней Ной трижды выпускал из ковчега трёх голубей. В первый раз голубь вернулся (земля всё еще была покрыта водой), во второй раз голубь принёс в клюве свежий масличный лист – значит, вода уже «сошла с земли». На третий раз голубь не вернулся – появилась суша. Корабль причалил к горе Арарат (возможно, находится ныне за территории Армении, хотя есть и другие версии – к горе Урарту в Турции). Тогда Ной покинул корабль и его потомки вновь заселили землю. Никто не смог спастись от потопа, кроме тех, кто был с Ноем на его корабле.

Сойдя на землю, Ной принёс жертву Богу - поблагодарил Бога за спасение. В ответ Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю. В знак этого договора между Богом и человеком в небе впервые появилась семицветная радуга. Кроме того, Бог оставил людям свой завет - 7 морально-этических законов, на основе которых люди должны жить и общаться друг с другом (этот завет является частью Талмуда - книги законов религии иудаизма).

Заветы Бога: вера в единого Бога, почитание Бога, уважение к человеческой жизни (не убий), уважение к семье (не прелюбодействуй), уважение к имуществу ближнего (не укради), уважение к живым существам (не употреблять в пищу мяса живых животных), создание справедливой судебной системы.

Согласно Торе – Пятикнижию Моисея в восприятии иудаистов - все люди являются потомками Ноя и его сыновей (Сима, Хама и Ионафета, поэтому должны соблюдать завет Ноя).

В Исламе Ной почитается под именем Нух.

Трактовка сюжета Всемирный потоп (Ноев ковчег)

Иоанн Дамаскин – великий богослов (религиозный философ) византийского времени («Точное изложение Православной веры») называет потоп первым крещением (очищением водой) и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех». Соответственно, поскольку сам потоп рассматривается в качестве прообраза крещения, то ковчег становится прообразом Распятия Иисуса Христа. Иисус Христос был распят на деревянном кресте и своей кровью смыл грехи людей. Крест символизирует спасение, как и его ветхозаветный прообраз – Ноев Ковчег.

Ковчег в переводе с греческого означает «ящик», «хранилище», «ларец». Обычно в церкви в ковчеге (греческое слово – киот) хранят святые дары, иконы. В Ноевом ковчеге было сохранено самое важное - человеческая жизнь.

Ноев ковчег как прецедентное имя.

Задание: Определите инвариант восприятия этого прецедентного имени.

Европейское космическое агентство собирается превратить Луну в своеобразный Ноев ковчег, который спасет цивилизацию в случае космической или ядерной катастрофы

Сайт Ноев ковчег - сборник лучших публикаций, дающий ответы на жизненные вопросы нашей судьбы

Ноев Ковчег / Продажа картин, картины, живопись.

Ноев ковчег – журнал для интеллектуалов.

Газета «Вместе», 1999, №21, с.3. "Эта уютная, ухоженная школа с приветливыми доброжелательными учителями похожа на Ноев ковчег" ("Вместе", 1999, № 21, с. З).

Примеры употребления в художественном тексте

Задание: Определите, какой исходный, первоначальный библейский символ видят в этом прецедентном феномене Достоевский, Замятин.

Ф.М.Достоевский – Бедные люди (19 век):

...Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, всё так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое, Порядку не спрашивайте – Ноев ковчег! Впрочем, кажется, люди хорошие, все такие образованные, учёные.

Е. Замятин «Пещера» (рассказ)

Е.Замятин – «Пещера» (1920-й год). Смысл рассказа символически раскрывается автором посредством обращения к событиям библейского текста, а именно – к прецедентной ситуации всемирного потопа, который у автора становится символом революции 1917 года, и Ноева ковчега, символизирующего процесс выживания людей, оставшихся после «потопа»-революции в холодных зимних квартирах («в пещерах», как называет их Е. Замятин). Квартира, в которой живут герои рассказа в холодном и голодном Петербурге после революции, и есть для них Ноев Ковчег. Но этот ковчег отбросил их далеко – к допотопным временам, ко временам Адама и Евы.

Справка: прилагательное «допотопный» (=до Всемирного потопа) в русском языке (разг. стиль) восходит к библейскому тексту и означает «древний, примитивный, несовременный». Например, допотопная техника, допотопный телефон, допотопный компьютер (старый, устаревший, несовременный).

У Замятина это прилагательное употреблено в значении «первобытный, примитивный, морально неразвитый, не обладающий культурой».

Фразеологизм «каждой твари по паре» - большое скопление людей в каком-то месте.

Диалог

- Привет! Много народу пришло вчера на вечеринку?

- Да, ты не представляешь – каждой твари по паре. Кстати, было весело. Жаль, что тебя не было.

Русский художник-маринист (море) К.И. Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата.

Вавилонская башня. Бытие ГЛАВА 11